ХЕТТСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ — ПЕРВЫЙ ОПЫТ ИМПЕРИИ

История человеческой цивилиза­ции — это история войн. Вряд ли можно поспорить с этим утвержде­нием. Конечно, древние не только воевали, но строили города и храмы, пахали землю и выращивали скот, создавали великолепные ремеслен­ные изделия. Но и война была обыч­ным, повседневным делом. Захват чужого добра, скота, рабов считался

У многих народов не только одним из видов промысла, но и почётным занятием. С появлением первых цивилизаций всё большее число политических задач стало решаться военным путём. Это и увеличение подвластных территорий, и обеспе­чение безопасности торговых путей и границ государства, и, конечно же, обогащение.

Тенденция к созданию всё более крупных государственных обра­зований стала проявляться уже на начальных этапах развития ранних цивилизаций. Но лишь во II тыся­челетии до н. э. отдельные цивили­зации попытались распространить постоянную власть за пределы своих естественных границ, что и яви­лось одним из признаков импер­ской государственной политики и идеологии. К их числу относилась хеттская цивилизация. Государство хеттов, ставшее одним из первых примеров структурированного классового общества, просущест­

Вовало практически шесть столе­тий и пало под мечами иноземцев. Затем в I тысячелетии до н. э. появ­ляются такие военные империи,

Как Ассирийская и Персидская. Но во многом их успехи были основа­ны на достижениях хеттов. Среди этих достижений на первом месте

Стоит применение железного ору­жия, превосходящего по своим качествам известное тогда оружие

Из бронзы — сплава меди с дру­гими металлами. Использование коней и боевых колесниц, созда­ние профессиональной армии, спо-

Собной вести постоянные завоева­тельные войны, стали ещё одним вкладом хеттов в копилку миро­вой цивилизации. И наконец, сама организация государства, не всегда удачная, также учитывалась после­дующими реформаторами. Можно сказать, хетты были первыми, кто провёл грандиозный эксперимент — основал государство, объединив­шее разные народы силой военной мощи.

ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА

Хеттская цивилизация сложилась в центре Малой Азии в первой поло­вине II тысячелетия до н. э. В бурную эпоху, когда Восток был потрясён завоеванием Египта гиксосами, Вави­

Лонии — касситами, когда казалось, что эти великие цивилизации рушат­ся, хетты благодаря военному пре­восходству объединили под своей властью Малоазийские, Сирийские и Верхнемесопотамские регионы, создав здесь военную цивилизацию.

Анатолия — центральная часть Малой Азии, где возникла цивили­зация хеттов, отличалась по своим природным условиям от других цент­ров ранних цивилизаций, таких, как

Долина реки Нила или Двуречье. Эта страна представляла собой горное плато, покрытое скудной степной растительностью, подходящее лишь для выпаса овец и коз. Для развития хозяйства с полями и пастбищами были пригодны только небольшие равнины в предгорьях. Они обиль­но снабжались водой бурных горных рек, которые, хотя и играли важную роль в хозяйственной жизни, не ста­ли творцами цивилизации, как реки Египта и Междуречья. Они были неудобны для судоходства и искусст­венного орошения. Долины в предго­рьях разделялись горными хребтами, и каждая из них являлась самодоста­точной отдельной областью.

В этих долинах в VIII—IV тыся­челетиях до н. э. возникли центры раннеземледельческих культур, где человек занимался земледелием и ско­товодством, строил прочные дома, делал нарядные расписные керами­ческие изделия. Хозяйственная жизнь и прикладное искусство достигли здесь довольно высокого уровня. Об этом свидетельствуют раскопки таких поселений того времени, как Чатал — Хююк и Хаджилар, представлявших собой крупные и благоустроенные земледельческие центры. Но недо­статок земли, пёстрый этнический состав и довольно высокая плотность населения приводили к конфликтам

И межплеменным столкновениям. При раскопках многих поселений VI— IV тысячелетий до н. э. обнаружены следы разрушений и пожаров.

Природные условия древней Анатолии не давали возможностей для бурного развития цивилизации. Прогресс в земледелии, социальной сфере шёл медленно, в основном под влиянием соседних высокораз­витых культур. Но в III тысячелетии до н. э. жители Малой Азии неожи­данно стали одним из самых пере­довых народов. Главное событие той эпохи — бурный подъём ремеслен­ного производства, главным образом

В металлургии и металл о — обработке, а также в юве­лирном деле. Дело в том, что горные районы были не только богаты лесом, но хранили в своих недрах

Металлы: медь, серебро, свинец, железо. Камень, кедр, лес и желе­зо составляли природное богат­ство земли хеттов. И малоазийские мастера стали специализировать­ся на изготовлении оружия и до­спехов — делали мечи, кинжа­лы, боевые топоры, шлемы. Во

II тысячелетии до н. э. хетты пер­выми изобрели способ обработ­ки железа и стали монополистами в его производстве. Это приносило им немалые доходы. Железо стоило в 40 раз дороже серебра и в 5—8 раз дороже золота. Хеттские правители строго оберегали монополию изго­товления железа, а племена хранили в тайне районы его месторождений.

Возникновение в Малой Азии горо­дов-государств — ещё одно значимое явление в развитии цивилизации. Эти укреплённые пункты сделались цент­рами экономической, политической и культурной жизни местных народов. В некоторых городах-государствах появились колонии чужеземных тор­говцев, в основном из Междуречья и Северной Сирии. Колония, или, как её называли, порт, возглавлялась «домом города». Восточные купцы поставляли олово, необходимое для изготовления полноценной бронзы, в производстве которой были заинте­ресованы все, ибо железо пока остава­лось драгоценным металлом. Ввозили также изысканные ткани, хитоны. Все эти товары в Анатолию доставляли караваны ослов из Дамаска. Торговля сыграла важную роль в становлении хеттской цивилизации. В неё было вовлечено практически всё население Анатолии. Росли богатство вождей и различия в распределении богатств между племенами, которые стали пре­вращать свои поселения в крепости.

Укреплению военной власти в городах-государствах способство­вала и пестрота этнического соста­ва Анатолии. Наряду с древнейшим населением — хаттами (или прото­хеттами), говорившими на языках, родственных, вероятно, языкам со­временных народов Кавказа, здесь жили племена хурритов. На рубе­же III—II тысячелетий до н. э. были известны такие государства этих племён, как Пурусханда, Куссара, Хаттусас, Каниш и др. Между ними шла постоянная борьба за полити­ческую гегемонию. Первоначально ведущую роль играл город Пурус — ханда. Позднее ситуация изменилась в пользу Куссары. В XVIII в. до н. э. его правители — Питхана и Анит-

Та, проводя завоевательную полити­ку, покорили Пурусханду и создали мощное политическое объедине­ние — Куссарское царство, перерос­шее позднее в державу хатти.

КТО ТАКИЕ ХЕТТЫ

Обнаруженные археологами в горо­дах Малой Азии клинописные текс­ты свидетельствуют, что древнейшее население Анатолии — хатти говорили на языке, отличном от языка наро­да, создавшего военную Хеттскую державу. Этот народ оставил лишь своё имя стране и завоевателям, которые появились на этих землях в начале И тысячелетия до н. э.

Новые племена принесли с со­бой многие элементы чуждой, коче­вой, культуры, такие, как коневодство и широкое использование конницы в военных действиях, а также новый язык, точнее, несколько языков, кото­рые исследователи относят к семье индоевропейских. Племена, пришед­шие в район города Неса (к югу от реки Галиас) и названные неситами, впоследствии завоевали всю Малую Азию. На севере Малой Азии индо­европейцы поселились в районе Пала. Они получили имя палийцы, а на юге и юго-западе расселились

Лувийцы. В результате смешения индоевропейских неситов с племе­нами хатти в Анатолии образовался новый народ — хетты. Впоследствии, когда Хеттское царство заняло почти весь полуостров Малая Азия и часть Сирии, неситский язык был вытес­нен родственным ему лувийским, который и стал языком хеттской цивилизации.

Сами завоеватели очень быст­ро переняли все достижения наро­да хатти — обработку железа и ме­тод земледелия, многие традиции и обычаи. Смешение пришлых племён с местными общинами в XVII в. до н. э.

И стало основой для образования Хеттского государства. Его исто­рию условно делят на три периода: древний (1650—1500 гг. до н. э.), сред­ний (1500—1400 гг. до н. э.), новый (1400—1200 гг. до н. э.).

Что же представ­ляло собой Хеттское царство в начале своей истории?

Его уклад бази­ровался на тради­

Циях родового строя пришлых племён. Хеттские цари пра­вили совместно с так называемым панкусом, который объединял всех боеспособных граждан. Панкусом руководила тулия — совет, состоявший из родовой аристократии, членов цар­ского рода: братьев царя, его сыновей и других родственников. Наследовал царю сначала не родной сын, а усы­новлённый племянник — сын его сестры. Высокое положение занима­ла и царица. Если царь умирал, жена сохраняла за собой титул царицы в правление нового царя, а супруга последнего называлась лишь женой царя и только после смерти вдовству­ющей царицы получала её статус.

В конце XVIII в. до н. э. династия Анитты — первого царствующе­го рода — уступила власть другому царскому дому. Один из его царей, Лабарна I, правивший в период около 1675—1650 гг. до н. э., стал вели­ким завоевателем и реформатором. Ему удалось расширить границы Хеттского царства «от моря до моря». Современники Лабарны по достоинст­ву оценили его деятельность: имена царя и его супруги Таваннанны стали титулами всех последующих хеттских царей и цариц. Его преемник — племянник Хаттусили I (около 1650— 1620 гг. до н. э.) продолжил поли­тику своего предшествен­ника. Он перенёс столицу царства в главный город хат — тов — Хаттусас, после чего государство стало называть­ся Хеттским. Хаттусили I ещё более расширил владения хеттов, вплоть до Сирии. Он разрушил и старую систему наследования. Из письменных источников известно, что Хаттусили I, игнорируя традиции, отстранил от наследования своего племянника. Предлогом для этого стало равнодушное отношение пле­мянника к болезни дяди. В результате ссоры против царя выступили многие члены его рода, даже собственные дети. После всех передряг новым пре­столонаследником стал усыновлён­ный внук царя — Мурсили, вдвоём с которым они подавили возникшую междоусобицу и выступили похо­дом на юг, закончившимся в правле­ние Мурсили I (около 1625—1590 гг. до н. э.) покорением Вавилона.

Успешные военные походы в Се­верную Сирию и Вавилон заложили основы могущественной военной Хеттской державы. Уже в древне­хеттский период был создан Дом печати — царская сокровищница, куда поступали доходы от военных экспедиций, дань от покорённых соседей.

Пока остаётся неясным, как раз­вивалась история хеттов в эпоху среднего периода, но через 100 лет, в новохеттский период, их держа­ва сравнялась могуществом с Егип­том, Вавилоном и Ассирией. В XIV в. до н. э. Хеттское царство находи­лось на вершине своего могущества. Знаменитый царь Суппилулиума I в это время провёл самые удачные военные кампании за всю историю хеттов, влияние которых в районе Восточного Средиземноморья рас­пространилось вплоть до Египта. Суппилулиума I разгромил грозно­го восточного соседа — державу Митанни, которой были подвластны земли Северной Сирии и Северной Месопотамии. При его преемнике Мурсили II хетты вышли к берегам Эгейского моря.

После укрепления позиций хеттов в Сирии стало неизбежным их столк­новение с Египтом. Противостояние двух великих держав завершилось мирным договором, но войны с егип­тянами всё же подорвали силы хет­тов. Войны, столетиями бывшие для них удачным промыслом, привели в XIII в. до н. э. к кризису хеттской

Цивилизации. Непрерывные воен­ные экспедиции сильно ослабили экономику страны, самые различ­ные отрасли хозяйства. В XII в. до н. э. Хеттское государство погиб­ло в период переселения народов моря — коалиции средиземномор­ских племён.

ВОЙНА В ЖИЗНИ ХЕТТОВ

История Хеттской державы — это история постоянных войн. Они приносили доход в царскую казну, обеспечивали господство хеттов на торговых путях, снабжали ремеслен­ников необходимым сырьём. Армия была одним из основных потребите­лей продукции местных мастеров.

Постоянная военная угроза со стороны многочисленных сосе­дей видна в облике всех городов страны и даже расположенной в её сердце столицы — Хаттусаса. Почти полностью раскопанное археоло­гами городище Богазкёй — древ­няя хеттская столица — лежало на склоне одного из горных кряжей, на отроге горы, который с двух сторон огибают два горных пото­ка. Городище представляло собой естественное укрепление, но этого древним хеттам показалось мало. На гребне холма, обращенного к югу, были сооружены массивные

Стены (их остатки стоят и сегодня). Линии укрепления двойные и состо­ят из главной стены и более низкой, вспомогательной, вынесенной на несколько метров вперёд от глав­ной. Главная стена тоже двойная и состоит из внешней и внутрен­ней кладки с поперечными стенка­ми между ними; образованный ряд прямоугольных проёмов заполнялся камнями. Такая конструкция харак­терна для хеттских оборонитель­ных стен, где бы они ни воздвига­лись. Наружная стена была особенно крепка — она делалась из массивных камней неправильной формы, но предпочтительно близкой к прямо­

Угольной или пятиугольной. Камни до полутора метров длиной вытёсы­вались так, что прилегали один к дру­гому без известкового раствора. Надо всем этим шла, видимо, кирпичная надстройка, но она не сохранилась. Обе стены укреплены выступающи­ми прямоугольными башнями, рас­положенными на расстоянии около

30 м одна от другой. Трое главных проходных ворот имели по бокам громадные каменные блоки, идущие от наружной до внутренней сторо­ны всей системы. Стены стояли на высоком крепостном валу, облицо­ванном с наружной стороны камнем. Доступ в каждые из входных ворот города был устроен так.- вдоль вне­шней стены, вблизи входа, шёл кру­той пандус, резко сворачивающий наверху в проход шестиметровой ширины между громадными башня­ми; в этом проходе первые ворота находились в глубине стен, а вторые были сооружены заподлицо с внут­ренней стеной укреплений. Имелся также туннель, проходящий под крепостным валом и позволявший

Защитникам крепости делать внезапные вылазки.

Стены других городов царства имели сходное строение, но были менее внушительными. Иногда вмес­то башен-бастионов строи­лась зигзагообразная или ступенчатая стена.

В архивах Хатту-

Саса найдены по­стоянно действова­вшие инструкции для офицера, коман­довавшего погранич­ными укреплениями.

Его чисто военные обязанности включали расстановку часовых, наблюдавших за дорогами, запирание ворот па ночь, ремонт фортификационных сооружений и снабжение гарнизона водой, пищей и дровами.

Государство хеттов, будучи силь­но военизированным, опиралось на регулярное войско и ополчение. Армия состояла из боевых колес­ниц и тяжеловооружённой пехоты. Конные отряды — элита хеттской армии, её ударная сила. Хетты пред­почитали воевать не верхом на лоша­ди, а в боевых колесницах. Экипаж состоял из трёх воинов: воин с ко­пьём, прикрывающий его щитоносец и возничий. Конные отряды обыч­но решали исход сражения, как это было, например, в битве у Кадета, где участвовало 2500 колесниц.

Вот как описана хеттская колес­ница египтянами: «Хеттская

Колесница отличается по конструкции от египет­ской. И у той, и у дру­гой — колёса с шестью спицами. Но египетская колесница рассчитана на двух седоков — возницу и бойца, а хеттская, несколько более массивная, — на трёх, так как функции нападения и обороны были разделе­ны между двумя бойца­ми. Оружием нападения служили копья и луки.

Наряду с прямоугольными

Использовались щиты, напомина­ющие по форме широкое двой­ное лезвие боевого топора… Благодаря дополнительному бойцу хеттская колесница полу­чала преимущество в ближнем бою, который мог последовать

За первой атакой».

Изготовление колес­администрации. По спе­циальной методике готови­ли и коней для колесниц. На клинописных табличках сохрани­лись наставления некоего хуррита Киккули, который, видимо, был при­глашён для выездки лошадей. Пехота хеттской армии, вооружённая желез­ными мечами с серповидным лезви­ем, численно превосходила конные отряды и в открытом бою играла вспомогательную роль.

Сезон военных походов начи­нался весной и длился до поздней осени. Между походами регулярные силы размещались на зимних квар­тирах в специальных военных лаге­рях. Хетты — талантливые воины Древнего мира и, судя по Кадешскому сражению, мастера стратегии и так­тики, осады и обороны.

Битва при Кадете подробно опи­сана в одном египетском тексте: «Хеттской армии, вставшей лагерем в Кадете, удалось укрыться от египет­ских разведчиков. Ничего не подозре­вающие египтяне подошли к городу и принялись разбивать лагерь. В это время отряд хеттских колесниц неза­метно для неприятеля покинул город через противоположные ворота, пере­правился через Оронт и нанёс сокру­шительный удар по центру египет­ской колонны. Вероятно, египетская армия была бы полностью уничтожена, если бы в этот момент на выручку ей не подоспел отдельный полк, который двигался к Кадешу с другой стороны и, в свою очередь, застал врасплох

Хеттов, разорявших лагерь. Благодаря этой счастливой случайности египет­ский царь спас остатки своей армии и сумел представить своим поддан­ным битву с хеттами великой побе­дой. Следует иметь в виду, что армия, выступившая против египтян при Кадете, была самой мощной из всех, что когда-либо удавалось собрать хеттским царям…».

Примечательно, что у хеттов отсутствовало пристрастие к жесто­кости и пыткам. В ходе войн захва­ченные города либо разрушались, материальные ценности забирались, а население уводилось в плен, либо жители завоёванных городов стано­вились подданными с обязательством поставлять хеттам солдат.

Особенно ясно это видно из древ­нехеттского текста об осаде горо­да Уршу: «Царь тогда сказал: „Будьте осмотрительны! Не то город будет полностью разрушен и произойдёт грех и опустошение. Если же будешь осмотрителен, город не будет раз­рушен"… Они отвечали царю: „Мы будем внимательны и избежим греха опустошения города". Тогда царь ска­зал им: „Если город совсем погибнет, это будет грех, будет преступление!". И тогда они отвечали так: „Восемь раз мы шли на штурм, и теперь город хотя и будет разрушен, но греха мы не совершим". И царь был доволен их ответами».

Такая же ситуация описана и в «Ан­налах» царя Мурсили: «Когда люди

(враждебного) города Туккама меня завидели издали, они вышли ко мне навстречу: „Господин наш! Не допусти, чтобы у нас всё разгра­били для (твоего) Хаттусаса, как это было в городе Арипса… и не угоняй нас в Хаттусас, а сделай нас своими пешими воинами и колесничими!". И тогда я, Солнце, не приказал разгра­бить город Туккаму, и те три тысячи пленных, что из Туккамы взяли (для

Угона) в царский дворец, я сделал своими пешими воинами и колес­ничими».

Львиные ворота

Хаттусаса — столицы Хеттской державы. XVIII в. до н. э.

ОТКРЫТИЕ ЖЕЛЕЗА

На рубеже II—I тысячелетий до н. э. главным материалом для производства оружия, перевернувшего мир и поло­жившего начало эпохе великих империй древности, стало железо. Но до этого момента оно прошло долгий путь.

Первое знакомство с этим металлом в виде метео­ритного железа произошло в разных местах Древ-него мира ещё в III—II тысячелетиях до н. э. С него и началось открытие удивительных свойств материала, который был намного прочнее меди и её сплава — бронзы. Но ещё долго железные предметы оставались вещами слу­чайными и драгоценными. Даже в XIV в. до н. э., когда железными мечами и копьями хетты уже вооружили свою армию, в Египте, например, его находки единич­ны. Так, в гробнице фараона Тутанхамона (XIV в. до н. э.) среди погребального инвентаря были найдены золотой браслет со вставленным в него «железным оком» бога

Гора, небольшой железный кинжальчик с золотой руч­кой и скамеечка под голову, также изготовленная из железа.

Такой долгий путь железа «к власти над миром» вызван несколькими причинами. Во-первых, метеоритное железо, с которого началась ковка железных изделий, встречается довольно редко. Гораздо чаще (и, надо сказать, чаще, чем медная руда) в природе встречается железная руда. Её месторождения известны почти повсеместно в горах и на равнинах, где железную руду добы­вали из болот. Но для получения железа из руды так называемым сыродутным способом требовались высокие температуры — не ме­нее 1200—1300 °С. Это-то и было главным препятствием на пути широкого внедрения железа.

Судя по имеющимся многочислен­ным свидетельствам из древней исто­рии, первыми, кто освоил этот метод, были жители Анатолии и прилегающих областей.

Железо наряду с золотом было в списке самых драгоценных подар­ков, поступавших ко двору фараона из страны хеттов. В одном из своих писем хеттский царь сообщает Рамсесу II, что он высылает корабль, гружённый чистым железом, и посылает в дар железный меч. Ещё раньше, в XV в. до н. э., в подарок египетским фараонам преподносили железные предметы из Митанни, бывшей в то время уже одной из областей Хеттской державы. Малую Азию, область племени халибов, называют родиной железа

И легенд древних греков.

Именно хетты впервые стали использовать этот металл для производства оружия и орудий, и именно это стало одним из главных преимуществ их армии перед против­ником.

В Египте, воевавшем с хеттами на протяжении XIV—

XII вв. до н. э., в гробнице фараона Рамсеса III (1204— 1173 гг. до н. э.) на стенах помещена фреска с изображе­нием воинов. Часть из них вооружена мечами и копьями, окрашенными в оранжевый цвет, другая — оружием голубого цвета. Это не что иное, как изображение двух армий, одна из которых вооружена медным и бронзовым оружием, а вторая — железным.

Хетты долго хранили тайну железа от своих соседей — противников. Аишь после падения их державы оно стало постепенно распространяться по всему цивилизованному миру. Но ещё в начале VIII в. до н. э. железные изделия встречались редко и упоминались в ассирийских списках добычи наряду с предметами из серебра и золота. Главными поставщиками этого металла тогда оставались Анатолия и прилегающие области — Армянское нагорье, Сирия, Палестина. Отсюда крицы — железные заготовки — посту­пали в Египет, Месопотамию, в страны Средиземноморья. К концу столетия железо перестаёт быть ценностью. В обнаруженном археологами дворце Саргона, правив­шего Ассирией в конце VIII в. до н. э., был найден целый склад железных криц и изделий из них, при этом изделий вполне обычного назначения: лопаты, топоры, плуги, цепи. Постепенно в течение последующих столетий железо завое­вало место и в других областях цивилизованного мира, окон­чательно вытеснив медь и бронзу из производства орудий и оружия.

Военные успехи хеттской армии закреплялись мирными догово­рами и династическими браками. Дипломатия хеттов была основа­на на существовавших в Древнем мире нормах взаимоотношений между правителями (царями, вож­дями племён), которые определяли и учитывали соотношение сил сто­рон. Международными делами зани­малось специальное ведомство при царской канцелярии — одно из древ­нейших «министерств иностранных дел». Оно осуществляло направление и приём послов, обмен подарками и вело международную переписку. Хетты считались искусными дипло­матами, стремились укрепить авто­ритет и влияние Хеттской державы в других государствах.

ЖИЗНЬ

ХЕТТСКОГО ОБЩЕСТВА

Война в жизни хеттов, несомнен­но, играла важную роль, однако для большинства населения она всё же являлась дополнительным промыс­лом. Основу хозяйства составляли земледелие и особенно ценившиеся в обществе ремёсла. Анатолия была аграрной страной, для которой зерно, вино и оливковое масло явля­лись главными продуктами. Хетты занимались и скотоводством. Они разводили овец, коз, свиней, круп­ный рогатый скот, но более всего преуспели в коневодстве. Было высо­ко развито производство бронзы,

Изготовление орудий из неё, гончар­ное дело. Ремесленная деятельность в хеттском обществе считалась пре­стижнее, чем торговля, которая была выгоднее, но не пользовалась таким почётом и уважением.

Во главе государства стоял царь, носивший титул табрана (вели­кий царь). Культ царя, наделённого сверхчеловеческими силами, отра­зился в обращении к нему поддан­ных — «моё Солнце». Существовал культ духов умерших царей, о кото­рых говорили, что после смерти они становятся богами. Царь имел важ­ные военные, культово-религиозные, правовые, дипломатические и эконо­мические функции. Военные и рели­гиозные обязанности он должен был выполнять лично. Другая своеобраз­ная черта хеттского государственно­го устройства — это, как уже упоми­налось, высокий статус царицы. Она являлась верховной жрицей, имела свой дворец, прислугу и доходы, независимые от царской казны.

Власть хеттских царей, однако, не была деспотичной и всеохваты­вающей. Их держава представляла собой не что-то единое, а чисто

Формальное объединение довольно самостоятельных мелких царств, кото­рые управлялись либо родственника­ми царя, либо представителями мест­ных правящих родов. Они оставались самодостаточными и в экономиче­ском плане. Хеттские цари не ста­вили перед собой задачи создания единого организма. Их вполне устра­ивала ситуация, когда из покорённых областей исправно поступала дань.

Долгое время важную роль играло собрание всех воинов — панкус. Со временем оно превратилось в со­вет, куда входили граждане — воины столицы и все мужчины — родичи царя, его телохранители, военная элита и высшие сановники. Их вли­яние на царя оставалось сильным. Царские архивы хеттов донесли до нас многочисленные документы, где царь оправдывает тот или иной свой поступок перед богами и народом.

Так, царь Хаттусили III, отняв пре­стол у племянника, оставил обшир­ный текст, где оправдывал мятеж необоснованными притеснения­ми, которым он якобы подвергался. В доказательство этого он заявлял: «Если бы со мной он сам (первым) не начал враждовать, разве боги уни­зили бы праведного Великого царя перед малым царём. Но теперь из — за того, что он (стал) враждовать со мной, боги по суду его унизили пере­до мной».

Хеттское общество имело ста­вшую традиционной для восточ­ных обществ социальную структуру. О ней мы узнаём из хеттских зако­нов, тексты которых обнаружены на клинописных табличках в архи­ве Богазкёя — городища столицы Хаттусаса. Всё население делилось на две группы. Первая — свободные. В неё входили лица, освобождённые от повинностей в пользу государ­ства и храма: члены общин корен­ных хеттских городов. Свободными были и служилые люди, «люди служ­бы»: рядовые воины, ремесленники, торговцы, низший слой жречества, низшие члены административного аппарата. Они, как правило, за свою работу получали от царя вознаграж­

Дение и мелкие привилегии. Из них же складывалась правящая верхуш­ка. Вторая группа — несвободные, т. е. лица, на которые распростра­нялась государственная и храмо­вая эксплуатация. Среди несвобод­ных производителей, стоящих вне общин, были рабы, кабальные должники, наёмники, крепостные земельные собственники. Последние,

Кстати, иногда бывали достаточ­но богатыми и имели собственных рабов.

Земля в Хеттском царстве при­надлежала государству. На большей её части располагались крупные хозяйства, которые обеспечива­ли царя и членов его рода. То есть работали на «дом царя», «дом цари­цы», «дом дворца» — местную адми­нистрацию. Был и общинный сектор, где землевладение уходило корня­ми в доклассовую эпоху. В нём, по всей видимости, можно было поку­пать и продавать участки земли. Старейшина общины имел довольно широкий круг полномочий с судеб­ной и административной властью. И на государственных, и на общин­ных землях широко использовал­ся труд рабов. Обязательная служ-

Ба царю и уплата ему натурального налога называлась «саххан», трудовая повинность — «луцци». Похоже, они распространялись на большую часть населения страны, в том числе и на

Общинников.

Вот фрагмент грамоты — зако­на, регулирующего сельскохозяй­ственные отношения: «Если кто возьмёт в долг и запряжёт вола, коня, мула или осла, а тот падёт, или будет сожран волками, или же заблудится и пропадёт, то одолживший пусть выплатит полную его стоимость; но если скажет он: „От руки бога он умер", то пусть поклянётся в том. Если свинья зайдёт на гумно, на поле или в сад, а владелец того луга, поля или сада забьёт её до смерти, то пусть вернёт эту свинью её владельцу; если же не вернёт, то станет вором…».

Основными зерновыми куль­турами у хеттов были ячмень и родственный пшенице эммер. Из них делали муку и пекли хлеб, из зёрен варили пиво. Растили вино­град, сажали гранатовые деревья,

Яблони.

Вот как выглядела грамота о так называемом условном владении землёй: «Поместье Тиватапары:

1 мужчина, Тиватапара; 1 мальчик, Харувандули; 1 женщина, Ацция;

2 девочки, Анитти и Хантавия; (итого) 5 человек; 2 вола, 22 овцы, 6 тягловых волов…; (18) овец и при них 2 ярочки и 2 барашка; 18 коз, при козах 3 козочки и 1 козлёнок; (итого) Зб голов мелкого рогато­го скота; 1 дом. Пастбище для волов — 1 акр лугов в го­роде Паркалла. 3,5 акра виноградника и в нём 40 яблонь, 42 гранато­вых дерева…».

ГОЛОС ДРЕВНИХ

От Хеттского царства, и в частности от ново­хеттского периода его истории,

До нас дошла богатейшая пись­менная традиция. Представлена она в основном материалами городища Богазкёй, обнару-

Женными при раскопках хеттской столицы Хаттусаса.

О чём же писали древние хетты? Сохранилось множество фрагментов деловой переписки, международных договоров, хозяйственных актов. Из них мы узнаём, с кем торгова­ли и с кем воевали древние хетты. Они содержат сухие, но бесценные для науки описания повседневной хозяйственной жизни, устройства городов и поместий, рутинных обя­занностей чиновников и иных «цар­ских людей».

Важное место в документах занимает оценка отноше­ний между людьми, поз­воляющая заглянуть во внутренний мир хет­тов. Древних, так же как и нас, волновали вопро­сы морали, места человека в обществе и мире, добра и зла. Человек, первым причиняющий зло друго­му, безоговорочно осуж­

Описывая свои войны, всегда счита­ли необходимым отметить, что пер­вый удар был нанесён не ими, а вра­гами. Так, в «Деяниях» Суппилулиумы, составленных при его сыне, хеттс­кий царь, враждуя с Египтом, оправ­дывает свои действия перед самими же египтянами в следующих словах:

«Я был к вам благосклонен. Но вы мне внезапно причинили зло! Вы напали на правителя Кинзы, кото­рого я избавил от хурритов. Когда я услышал об этом, я прогневался и послал воинов и колесницы с вое­начальниками». Позднее, претерпев новые козни со стороны египтян, он немедленно обращается к богам со словами: «О боги! Я не совершал зла, но люди Египта его соверши­ли, и они напали на границы моей страны».

Зло, по мнению хеттов, всегда будет наказано, и делом доблести, возвышающим человека, считался в этом

Случае отказ от мести. Предметом особой гордости и похвальбы хеттов были ситуации, в которых они не ответили злом на зло. Примеров такого подхода, уникального для древнего Ближнего Востока, в хеттс­кой литературе множество.

Такие замечания: «И сказал он: „Пусть идут они себе, и да будут они жить, и пусть едят и пьют. Зла же им ника­кого не причиняет Телепину. И так я постоянно говорю: мне сделали зло, я же тем зла не делаю!"».

Если обидчик успевал сам отдать­ся в руки обиженного, признать свою вину и попросить о милости, проще­ние считалось почти обязательным, во всяком случае ожидаемым, хотя номинально дело по-прежнему оста­валось в воле обиженного.

Такие же отношения были у хет­тов и с богами. Совершив зло, чело­век всегда мог надеяться на проще­ние богов. Эта тема ярко выступает, например, в «Молитве во время чумы» царя Мурсили: «Этот грех я признал… перед богами (…): это истинно так, мы это сделали. Но после того как я при­знал грех (…), да смягчится душа (…) богов (…). Я так скажу об этом: если раб совершает какой-либо проступок, но проступок этот перед хозяином своим признаёт, то хозяин его смягчится… и того раба не накажет».

В текстах древних хеттов мы слы­шим необычную для древневосточных обществ моральную концепцию: если все люди грешат и совершают зло, то последовательное и полномер­ное воздаяние злом за зло окажется для них путём к самоистреблению. Этот возникающий непрерывный круговорот зла должен быть прерван, и особенный почёт оказывается как раз тому, кто способен прервать его великодушным прощением.

Такой подход открывает нам путь к пониманию успехов хеттов в стро­ительстве империи на протяжении нескольких столетий. «Милость к падшим» при условии признания верховной власти хеттских царей стала одним из главных элементов их политики по объединению земель. Это в корне отличалось от полити­ки их современников — правителей Митанни, Ашшура и других госу­дарств. В этом была сила Хеттской империи, но в этом была и её сла­бость. Хетты не смогли объединить покорённые народы в единое целое, и их держава распалась, как только её сила ослабла.

Каковы основные достижения хеттской цивилизации, определя­ющие её неповторимый индивиду­альный облик?

Хеттская цивилизация вписала любопытную главу в историю чело­

Вечества. Было создано военное госу­дарство, которое не столько занима­лось организацией экономической жизни, сколько выполняло функции завоевателя и политического власти­теля. Присоединяя к своему царству всё новые и новые территории и на­следуя традиции других цивилиза­ций, хетты всё же не смогли создать единую державу.

Их наследие, усвоенное после­дующими цивилизациями, касается в основном военного дела: усовер­шенствование колесниц, введение конного боя, методики разведения и выучки лошадей, применение железного оружия.

Но для нас важна и другая отличи­тельная черта этой цивилизации — повышенная способность адапти­ровать достижения других культур для своих нужд. Хетты использова­ли всё лучшее, что было создано их

Предшественниками и соседями. Они создали замечательные литератур­ные произведения (мифы, леген­ды), перевели на хеттский язык ряд произведений народов Ближнего Востока, таких, как аккадские тексты о Саргоне Древнем и Нарам-Суэне, шумерский эпос о Гильгамеше, хур — ритские мифы.

Создав самобытные и величес­твенные произведения монумен­тального искусства, хетты не только использовали мотивы и традиции ближневосточных цивилизаций, но и внесли своё понимание места рукотворных монументов в окружа­ющем мире. В районе Богазкёя сохра­нилась высеченная в скале скульптур­ная галерея Язылыкая, что в переводе с турецкого означает «надписная скала». В этом святилище под откры­тым небом представлена картина шествия богов и жрецов, идущих навстречу друг другу. Это сцена встре­чи богов природы, сцена весеннего обновления природы после суро­вой зимы, величайший праздник народа — скотовода и земледельца. Рельефами на камне в скрытом, укром­ном ущелье мастера только хотели напомнить, что скала — естествен­ный монумент, посвященный культу богов.

Руины Богазкёя близ хеттской столицы Хаттусаса. Богазкёй. Турция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *