РОЖДЕНИЕ ПОДНЕБЕСНОЙ ИМПЕРИИ

Вторая половина I тысячелетия до н. э. в обществе Древнего Китая получила название Чжаньго — Бо­рющиеся царства. Это была эпоха постоянных войн между мелкими княжествами и царствами, образо­вавшимися на развалинах некогда могущественной державы Чжоу. Со временем среди них выделелись семь сильнейших, которые под­чинили своей власти слабых сосе­дей и продолжали вести борьбу за наследство династии Чжоу: царства Чу, Цинь, Вэй, Чжао, Хань, Ци и Янь. Но это была и эпоха изменений во всех областях жизни, производ­ства и общественных отношений. Росли города, совершенствовались ремёсла, и развивалось сельское хозяйство, железо пришло на смену бронзе. Учёные и писатели созда­вали замечательные трактаты в об­ласти естествознания, философии, истории, романы и поэмы, про­должающие до сих пор волновать читателя. Достаточно сказать, что именно в это время жили Конфу­ций и Лао-цзы, основатели двух философско-религиозных школ — конфуцианства и даосизма, привер­женцами которых и сейчас считают себя большинство китайцев.

Несмотря на грани­цы, это был единый мир, одна цивилиза­ция, в ней создались все условия не только для объединения, но и выхода за свои гео­графические преде­лы. Такое объедине­ние в рамках единой империи произошло в конце III в. до н. э. под властью династии одно­го из «семи сильнейших» — царства Цинь. Династия правила единым Китаем только одно поколение, всего 11 лет (с 221 по 210 г.

До н. э.). Но какое это было

Десятилетие! Реформы затронули все стороны жизни китайского об­щества.

На смету ей пришла новая динас­тия — Хань, которая не только не пе­речеркнула всё, сделанное первым императором Цинь Шихуанди, но сохранила, преумножила его дости­жения и распространила их на окру­жающие народы, от пустыни Гоби на севере до Южно-Китайского моря на юге и от Ляодунского полуострова на востоке до гор Памира на западе. Империя, сложившаяся к концу III в. до н. э., просуществовала вплоть до конца II в. н. э., когда новые, ещё более значительные изменения привели её к кризису и распаду.

В дальнейшей истории Китая сменилось ещё немало династий, как местных, так и пришлых. Эпохи могущества ещё не раз сменялись периодами упадка. Но из каждо­го кризиса Китай выходил неиз­менно сохранившим своеобразие и преумножившим своё культурное богатство. Свидетелями очередного

Взлёта китайской цивилизации яв­ляемся мы с вами и сейчас. А начало этого удивительного постоянства

И своеобразия было положено в ту далёкую эпоху, когда рождалась Поднебесная империя Китая.

НОВОЕ ЛИЦО СТРАНЫ

Период Чжаньго — время появле­ния и утверждения технического новшества: была освоена техника обработки железа. Сейчас вряд ли возможно точно установить, когда именно началась в Китае обработ­ка железа. Судя по данным древне­китайских письменных источни­ков, это произошло не позднее VI в. до н. э. Археологические раскопки также свидетельствуют о том, что в период Чжаньго орудия из желе­за получили значительное распро­странение.

КИТАЙ В ЭПОХУ ЦИНЬ И ХАНЬ

НАНЬЮЭ Государства

Хуниу

(гунны,

ВЭИ

$ЛОЯН

• Цзи

Народы и племена

•Семь воюющих царств»

В VIll Вв. до н. э.

Империя Цинь к 221 Г. до н. э.

Империя Хань в I В. до н. э.

Столицы государств Прочие города Торговые пути Морские пути Каналы

Фортификацион ные < <х>[>ужения с датами пост­ройки (до н. э.)

Основные райо­ны земледелия

Промышленные центры рисоводства

О« 300

Tnʃiʃtn

Выращивания

Проса

Шелководства

Металлургии

-Фаныой

-cS —

Это событие имело огромное значение для хозяйственной жизни Древнего Китая. Согласно древним источникам, в период Чжаньго по­явились плуг с железным лемехом, железные серп, коса, лопата, мотыга для прополки и разрыхления земли и другие орудия. С использованием в земледелии плуга с железным лемехом получила распространение пахота на волах и стала возможной более глубокая вспашка земли, что значительно увеличивало урожай. Железные орудия, которые теперь употреблялись в земледелии, не прос­то дали возможность улучшить каче­ство обработки земли, но и положи­ли начало их широкому применению на тех участках, которые раньше

Выделка шёлка.

Роспись по шёлку.

I тысячелетие до н. э.

Земледельцы и не помышляли обра­батывать бронзовыми мотыгами. Археологи, например, обнаружили железные мотыги и лемехи для плу­гов, датируемые III в. до н. э., к северу от реки Хуанхэ, в современной про­винции Хэнань, где были плодород­ные, но тяжёлые лёссовые почвы.

Однако земледелие даже с появ­лением плуга развивалось на севе­ре Китая медленно и неравномер­но. Освоению плодороднейших лёссовых почв в бассейне среднего течения реки Хуанхэ мешали засу­ха и наводнения. Река часто меняла русло, затопляла поля, уничтожа­ла посевы. Свойства лёссовых почв таковы, что даже небольшой недо­статок влаги приводит к губитель­ным засухам; если же поля обеспе­чены необходимым количеством воды, они дают богатейшие урожаи. Для развития земледелия в этих областях требовалось проведение ирригационных, т. е. ороситель­ных, работ. Применение железной лопаты сделало возможным созда­ние каналов, плотин и дамб. Во мно­гих случаях строительство каналов было вызвано транспортными и во­енными целями, но при наличии достаточного количества воды они использовались и для орошения: от каждого канала местные жите­ли отводили огромное количество небольших арыков, несущих воду на поля. В этот период начинают стро­ить и сравнительно большие кана­лы, специально предназначенные для ирригации.

Первые достоверные свидетель­ства о создании крупных иррига­ционных сооружений причисляют­ся к середине I тысячелетия до н. э. Так, к концу V — началу IV в. до н. э. древние источники относят соору­жение канала, оросившего земли на севере современной провинции Хэнань. В 486 г. до н. э. в царстве Чу был прорыт так называемый Ханьгу, или Ханьский канал, соединивший реки Янцзы и Хуанхэ. Русло его стало впоследствии частью знаме­нитого Великого канала (Даюньхэ), протянувшегося от Пекина на севе­ре до Шанхая и Ханчжоу на юге с от-

Ветвлениями почти на 2,5 тыс. км и строившегося с VII до конца XIII в. н. э. Великий канал оставался главной водной артерией страны до кон­ца XIX в., когда на смену ему пришло морское пароходное сообщение.

В 316 г. до н. э. был прорыт канал, оросивший земли в районе города Чэнду, в бассейне верхнего течения реки Янцзы. Этот канал использу­ется жителями провинции Сычуань и сегодня. Здесь же в конце III в. до н. э. была создана разветвлён­ная ирригационная система, питае­мая водами реки Миньцзян. В 247 г. до н. э. в царстве Цинь был про­ведён канал «Чжэн Го», названный по имени своего строителя, длиной

300 ли (около 120 км). Он соеди­нил реки Цзинхэ и Лохэ и оросил 40 тыс. цин полей (около 200 тыс. га). Строительство этого канала, как отмечали древнекитайские истори­ки и писатели, было одной из при­чин усиления царства Цинь. Канал стал основным звеном большой ирригационной системы, создан­ной позднее, во второй половине II в. до н. э.

Бурное ирригационное строи­тельство развернулось в это время по всему Китаю. Правда, каждое царство строило оросительную сис­тему только в своих землях, а такая несогласованность часто приводила к нарушению водного режима рек и влекла за собой немалые бедствия. Так, например, в царстве Ци вдоль правого берега реки Хуанхэ для предохранения от периодических затоплений равнинных земель были построены ограждающие береговые дамбы. Бурная река в период разли­вов устремлялась на земли соседних царств Чжао и Вэй, нанося им огром­ный ущерб.

И всё же страна менялась до неу­знаваемости. Каналы с плакучими ивами, склонившими свои ветви к во­де, дамбы и шлюзы, большие и малые

Джонка — морское судно древних китайцев.

I/ я

X —

71 G_

Лодки, перевозящие грузы или знатных вельмож, отправившихся под зон­тиком на прогулку, рисо­вые поля, покрытые водой и разделённые тонкими полосками дамб, — вот типичный пейзаж Китая той эпохи, ставший од­ним из излюбленных сю­жетов древних мастеров живо­писи по шёлку.

На берегах рек и каналов возво­дились великолепные дворцы царей и знати, строились города, воздвига­лись мощные оборонительные соору­жения. В составленном в III в. до н. э. трактате «Чжаньго цэ» («Политика Борющихся государств») отмеча­ется, что если в древности круп­ные города насчитывали не более 3 тыс. семей, то теперь город с насе­лением 10 тыс. семей можно уви­деть повсюду. В эту эпоху появились такие города, как, например, столица царства Ци — Линьцзы, где, по све­дениям древнекитайского историка Сыма Цяня, насчитывалось 70 тыс. дворов.

Ремесла. Из железа стали делать все необходимые орудия труда и оружие. Царства Чу и Хань сла­вились своими железными мечами, Чжао — лопатами, Цинь — пиками и острогами.

В одном из древнекитайских трак­татов той эпохи, «Гуань-цзы», гово­рится, что в Китае в то время было известно 467 гор, где добывали мед­ную руду, и 3609 гор, где добывали

Железо. Сыма Цянь в труде «Щи цзи» («Исторические записки») сообщает о существовании крупных железо­рудных промыслов, принадлежавших даже частным лицам.

Достигли высокого уровня разви­тия ткацкое, особенно шелкоткацкое, а также керамическое, деревообраба­тывающее и лаковое ремёсла, о чём свидетельствуют наряду с письмен­ными источниками и памятники материальной культуры. Так, отно­сящиеся к этой эпохе образцы тка­ней (в частности, фрагмент живопи­си на шёлке) были обнаружены при раскопках в окрестностях города Чанша — на территории царства Чу. Здесь же были найдены керамичес­кие и лаковые изделия, среди кото­рых столики, тарелки, чашки, рюмки, а также рукоятки секир и копий, ножны мечей, щиты и луки.

Об уровне развития древнеки­тайских ремёсел говорит список профессий. Древние писатели сооб­щают о ремесленниках самых раз­ных специальностей: искусных литейщиках, плотниках, мастерах ювелирного де­ла, оружейниках, спе­циалистах по изготовле­нию повозок, керамиче­ских изделий, ткачах, даже строителях дамб и плотин.

Каждая область, город сла­вились своими мастерами: царство Ци — производ­ством шёлковых и льня­ных тканей, а его столица Линьцзы была крупней­шим в то время центром ткацкого ремесла. Здесь же благодаря удобному местоположению получи­ли особое развитие соля­ной и рыболовный про­мыслы. Город Линьцюн

В области Шу (Сычуань), богатой рудными месторождениями, стал одним из самых значительных цен­тров добычи и обработ­ки железа. Крупнейши­

Ми по тому времени центрами железодела­тельного производства

Были Наньян в царстве Хань и Ханьдань — столица царства Чжао. В царстве Чу город Хофэй славился производством кожевенных изделий, Чанша — ювелирными изделиями. Прибрежные города известны строи­тельством судов. О древнекитайских

Судах даёт представление

Хорошо сохранившаяся деревянная модель 1б-вё — сельной лодки, которую обнаружили археологи при раскопках древних могил. Уже в эту отдалён­ную эпоху китайцы изоб­рели примитивный ком­пас; первоначально им пользовались при сухопут­ных путешествиях, а затем его стали применять и ки­тайские мореплаватели.

Рост городов и ремес­ленного производства, расширение сухопутной и водной дорожной сети дали толчок и развитию

Торговли.

В это время установились связи не только внутри царств, но и меж­ду различными областями Ки­тая и соседними племена­ми. У северных и западных племён китайцы покупали рабов, лошадей, круПный рогатый скот, баранов, кожу и шерсть; у племён, обитавших на юге, — сло­новую кость, красители, золото, серебро, жемчуг.

В этот период более силь­ным и богатым считалось царство, где было значительное число крупных торговцев. А их влия­ние на политическую жизнь настоль­ко усилилось, что всё чаще они стали занимать высшие государственные должности при дворе. Так, в царстве Вэй в IV в. до н. э. крупным санов­ником сделался торговец Бай Туй. В царстве Цинь в III в. до н. э. извест­ный торговец лошадьми Люй Бу — вэй занимал должность первого советника. В царстве Ци возвысилась семья Тянь.

В VI в. до н. э., также как и на другом конце цивилизованного мира в Передней Азии и Греции, в царстве Цзинь впервые появи­лись металлические деньги. Вскоре они стали отливаться и в остальных державах Древнего Китая. В разных царствах деньги имели различ­ную форму: в Чу — форму квадрата,

А в Ци и Янь — форму ножей или мечей, в Чжао, Хань и Вэй — форму лопат, в Цинь были круглые деньги с квадратными отверстиями посе­редине.

Совершенствовалась техноло­гия письменности. Стволы бамбу­ка китайцы расщепляли на тон­кие дощечки и писали на них чёрной тушью иероглифы сверху вниз. Потом сложенными в ряд их скрепляли кожаными ремешками по верхнему и нижнему краю — получалось длинное бамбуковое полотнище, легко сворачиваемое в рулон. Такой была древняя китай­ская книга, обычно написанная на нескольких свитках — цзюанях; в скатанном виде их ставили в гли­няный сосуд, хранили в каменных ларях императорских библиотек, в плетёных коробах учёных-книж­ников.

Эпоха Чжаньго стала поистине временем перемен, затронувших все стороны жизни древнекитайского общества, изменивших его до неузна­ваемости и проникших во все уголки страны. Само время требовало сде­лать ещё один шаг — убрать барье­ры, разделявшие китайские царства, а их было много и с развитием китай­ской цивилизации появлялось ещё

Больше.

Это и собственная в каждом цар­стве система мер и весов, а потом и денежных единиц, и таможенные заставы, и отсутствие единой сети дорог и ирригационных сооруже­ний, и, наконец, раздробленная обо­ронительная система на севере, юге и западе, откуда с завидной регуляр­ностью нападали отряды кочевников и иных варваров, привлечённых рас­тущим богатством Китая.

ИМПЕРСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Китайское общество, по крайней мере наиболее просвещённые умы того времени, хорошо понимало свершившиеся и грядущие переме­ны. Это осознание породило мно­гочисленные идеологические тече­ния, одни из которых защищали

Старину, другие принимали все нов­шества как данность, третьи искали пути дальнейшего прогресса. Можно сказать, политика вошла в дом каж­дого китайца, и страстные споры сторонников различных учений раз­горались на площадях и в тавернах, при дворах вельмож и сановников. Самыми известными учениями той эпохи были даосизм, конфуциан­ство и фацзя, условно называемое школой законников, — легистов. Политические платформы, выдвигав­шиеся представителями этих направ­лений, выражали интересы разных слоев населения. Создателями и про­поведниками этих учений выступа­ли как представители высшего света, так и люди незнатные и небогатые.

Некоторые из них были выходцами из самых низких слоев общества, даже из среды рабов.

Основоположником даосизма считается полулегендарный муд­рец Лао-цзы, который жил, по пре­данию, в VI—V вв. до н. э. Он напи­сал философский трактат, извест­ный под названием «Дао дэ цзин» («Книга о Дао и дэ»). Учение, изло­женное в этой книге, стало в извест­ной мере выражением пассивного протеста общины против усиле­ния налогового гнёта и разорения. Осуждая богатство, роскошь и знат­ность, Лао-цзы выступал против произвола и жестокости прави­телей, против насилия и войн. Социальным идеалом древнего даосизма был возврат к первобыт­ной общине. Однако наряду со страстным обличением несправед­ливости и насилия Лао-цзы пропо­ведовал отказ от борьбы, выдвигая теорию «недеяния», согласно кото­рой человек должен покорно следо­вать Дао — естественному течению жизни. Эта теория являлась основ­ным принципом социально-этиче­ской концепции даосизма.

Конфуцианство возникло как этико-политическое учение на рубе­же VI—V вв. до н. э. и в дальнейшем получило очень широкое распро­странение. Его основателем счи­тается проповедник родом из цар­ства Лу — Кун-цзы (Конфуций, как его называют в европейском мире; около 551—479 до н. э.). Конфу­цианцы являлись идеологами ста­рой аристократии, оправдывали сложившийся издревле порядок вещей, отрицательно относились к обогащению и возвышению людей незнатных. Согласно учению

Конфуция, каждый человек в обществе должен занимать строго определённое место. «Государь должен быть госу­

Дарем, подданный — под­данным, отец — отцом, сын — сыном», — гово­рил Конфуций. Его при­верженцы настаивали

На незыблемости naτpι хальных отношений и пр давали огромное значе­ние культу предков.

Представители третье­го направления — фацзя выражали интересы но­вой знати. Они высту­пали за установление частной собственности на землю, прекращение междоусобных войн между царствами и настаивали проведении реформ, соответст­вующих требованиям времени. Это направление общественной мысли достигло расцвета в IV—III вв. до н. э. Наиболее выдающимися представи­телями фацзя были Шан Ян, живший в IV в. до н. э. и Хань Фэй (III в. до н. э.). Легисты создали свою теорию поли­тического и государственного устрой­ства. В их произведениях впервые

Тории Китая была выдви — та идея «юридического закона» как орудия госу­дарственного управления. В противоположность \ конфуцианцам, руко­водствовавшимся древ­! ними традициями и обы­чаями, легисты считали, что в основе управле­ния государством долж­ны лежать строгие и обя — тельные для всех законы (фа), отвечающие запросам современности. Они были сторон­никами создания сильного бюрокра­тического государства.

В борьбе за объединение Китая победил именно тот, кто следовал этому учению. Его избрали правите­ли окраинного и наименее просве­щённого царства Цинь, охотно вос­принявшие идею «сильного царства и слабого народа», абсолютной влас­ти над всей Поднебесной.

Царство Цинь среди других крупных образований Древнего Китая было не самым сильным и просвещённым. Оно находилось на севере страны, имело тяжёлые почвы и соседст­вовало с многочисленными коче­выми племенами. Но ограждённое естественными рубежами — рекой Хуанхэ и горными хребтами, — цар­ство Цинь было более или менее защищено от вражеских вторжений и в то же время занимало удобные стратегические позиции для наступ­ления на соседние державы и пле­мена. Земли царства, лежащие в бас­сейнах рек Вэйхэ, Цзинхэ и Лохэ, очень плодородные. В середине III в. до н. э. одновременно с созданием канала «Чжэн Го» здесь проводились работы по осушению болот, что зна­чительно повысило урожай. По тер­ритории царства Цинь проходили важные торговые пути, и торговля с соседними племенами стала од­ним из источников его обогащения. Особое значение для государства имела торговля с северными племе-

Нами — посредниками в торговле древнекитайских царств со страна­ми Средней Азии. Из Цинь вывози­ли в основном железо и изделия из него, соль и шёлк. От скотоводче­

Ских племён севера и северо-запа­да циньцы получали шерсть, шкуры

И рабов. На юго-западе царство Цинь торговало с жителями облас­тей My и Ба. Плодородные земли и горные богатства этих областей, лежавших к тому же на стыке торго­вых путей, которые вели далеко на юго-запад вплоть до Индии, стали причиной экспансии Циньского царства.

Со времени правления Сяо Гуна (361—338 гг. до н. э.) началось уси­

Ление Цинь. И дело было не только в успехах экономики и завоеватель­ных походов. То же самое происхо­дило и в других царствах Китая.

В середине IV в. до н. э. в царст­ве Цинь были осуществлены важ­ные реформы, способствовавшие его всестороннему укреплению. Их проводил сановник Шан Ян — один из наиболее видных представителей и ревностных последователей уче­ния фацзя. Первой была земельная реформа, нанёсшая решительный удар по общинному землевладению. Согласно установлениям Шан Яна, земля стала свободно покупаться и продаваться.

В целях централизации государст­ва Шан Ян ввёл новое администра­тивное деление по территориально­му принципу, нарушавшее прежние границы, установленные ещё старым родоплеменным делением. Всё цар­ство было разбито на уезды (сян). Уезды дробились на более мелкие образования, во главе каждого были поставлены государственные чинов­ники. Самыми мелкими администра­тивными единицами стали

Связанные круговой пору­кой объединения из пяти и десяти семей.

Третьей реформой была налоговая. Вместо пре­жнего земельного налога, составлявшего 1/10 часть уро жая, Шан Ян ввёл новый нал соответствующий количес

Обрабатываемой земли. Это обеспе­чило государству ежегодный посто­янный доход, не зависящий от сбора урожая. Засухи, наводнения, неуро­жаи теперь всей тяжестью ложились на земледельцев. Новая система взи­мания налогов обеспе­чивала огромные средства, необ­ходимые пра­вителям цар­ства Цинь для ведения войн.

Согласно воен­ной реформе Шан Яна, циньское войско было перевооружено и ре­организовано. В него включили кон­ницу. Боевые колесницы, составляв­шие основу военной мощи прежней потомственной аристократии, исключались из состава армии. Бронзовое оружие заменялось новым — из желе­за. Длинную верхнюю одежду воинов сменила короткая, как у кочевников-варваров, куртка, удобная в походе и бою. Армия была разделена на пятёрки и десятки, связанные системой

СИМВОЛ ИМПЕРИИ

Сразу же по окончании войн с гуннами для защиты от набегов кочевых племён по всей северной границе от Ляодуна до Ганьсу началось строительство знаменитой Великой Китайской стены.

Следует сказать, что ещё в IV в. до н. э. на границах царств Янь, Чжао и Цинь в целях обороны от северных кочевников были сооружены крепостные стены. Однако поскольку они не были сплошными, то должного эффекта не давали. Теперь было решено соединить эти отдельные звенья в непрерывную цепь мощных укреплений. Работы велись в течение десяти лет, не прерываясь ни днём ни ночью. На постройку стены было послано 300 тыс. чело­век из армии Мын Тяня, но этого количества оказалось недостаточно, и туда были отправлены военнопленные и преступники. Всего на постройке стены работало около 2 млн человек! Такой стройки не знала ни одна цивили-

Виды Великой Китайской стены Современные фотографии.

T г I Yi

‘⅜

> 4′

К

⅛v -йЯ

Зация ни до ни после. Источники передают, что многие умирали от невыносимых условий труда и их хоронили здесь же, в земляной насыпи стены.

Великая Китайская стена после завершения строи­тельства стала представлять собой колоссальное обо­ронительное сооружение из земли, больших кирпичей и гранитных глыб. Общая длина её составила почти 4 тыс. км. На всём протяжении через каждые 60—100 м были сооружены башни. Высота стены достигала 10 м, ширина была такова, что по ней свободно могли про­ехать рядом пять-шесть всадников. Для прохода войск в нескольких местах в стене были сооружены ворота, которые тщательно охранялись.

Великая Китайская стена имела не только оборонитель­ное значение. Она способствовала налаживанию регу­лярных торговых связей между Китаем и северными народами и племенами, служила своеобразным символом народившейся империи.

Сторожевая башня.

Строительство Великой Китайской стены в эпоху Цинь. Стены и башни вдоль северной границы империи продолжали строиться до XVII в.

Круговой поруки. Солдаты, не про­явившие должного мужества, подвер­гались суровому наказанию. После военной реформы Шан Яна циньская армия стала одной из самых бое­способных армий древнекитайских царств.

Шан Яном было создано 18 сте­пеней знатности за военные заслу­ги. За каждого взятого в плен и уби­того врага полагалась одна степень. «Родовитые дома, не имеющие воен­ных заслуг, не могут больше состо­ять в списках знати», — говорилось в указе.

Результатом реформ, проведён­ных Шан Яном, стало появление на месте прежде аморфного образо­вания — царства Цинь —сильно­го централизованного государства. Уже со времени правления Сяо Гуна началась борьба Циньского царства за объединение под своей гегемони­ей всей территории Древнего Китая. Циньское царство не имело себе рав­ных по силе и мощи.

Дальнейшие завоевания царст­ва, завершившиеся образованием империи, связаны с именем Ин Чжэна (246—221 гг. до н. э.). В результате многолетней борьбы он подчинил одно за другим все царства Древнего Китая: в 230 г. до н. э. — царство Хань, в 228 г. до н. э. — царство Чжао, в 225 г. до н. э. — царство Вэй. В 222 г. до н. э. было окончательно покорено царство Чу. В этом же году сдалось и царство Янь. Последним — в 221 г. до н. э. — завоёвано царство Ци.

Сделавшись главой огромного государства, Ин Чжэн избрал для себя и своих потомков новый титул — хуанди (император). Позднейшие источники обычно именуют его

ДЛЯ охраны императора и его богатств были захоронены воины. Точнее, с воинов «сняли глиняные копии». То, что это «копии»-портре — ты подтверждают не только выражения лиц, но и антропологические особенности. Большинство из них имеет сходство с жителями центральной части провинции Шэньси, строение лица не изме­нилось за два тысячелетия: широкий лоб, большой рот с тол­стыми губами, а также короткие усы.

Мастера Цинь Шихуанди раскрасили воинов в со­ответствии с табелью о рангах. Солдаты одеты в короткие халаты и нагрудные панцири без украшений; волосы стя­нуты узлом, на ногах — обмотки и обувь с прямоугольным носком. Офицеры в нагрудных латах с украшениями, на голове — высокая шапка, на ногах — сапоги. Генералы в че­шуйчатых латах с украшениями, на голове — шапка

В виде двух птиц. Стрелки с луками и самострела-

Ми, в нагрудниках и коротких халатах.

До сегодняшнего дня в подземных залах, или ямах, было найдено 8 тыс. воинов. В первой галерее размером 210 х 60 м на глубине 4,9 м находится почти 6 тыс. пехо­тинцев, располагающихся в 11 параллельных коридорах. Впереди них боевые колесницы, запряжённые четвёр­ками лошадей. Колесницы, в отличие от глиняных вои­нов и лошадей, были вытесаны из дерева, поэтому от них почти ничего не осталось. Расположенные вокруг пехотинцы вооружены шестиметровыми бамбуковыми копьями, не позволявшими врагу близко подступить­ся к лошадям. На двух колесницах когда-то стояли сигнальные колокола и барабаны — колокольным и барабанным боем отдавались команды и указыва­лось направление атаки. В северном и восточном кори дорах также стоят солдаты — они охраняют фланги основных частей.

Рост рядовых пехотинцев составляет от 1,75 до 1,85 м— под стать человеческому,

Офицеры выше — их рост соответствует чину и рангу. Лица глиняных солдат обращены к востоку. Некоторые стоят, другие опустились на колени, с мечом наголо, как будто отражают

Атаку.

Чтобы заселить императорские захоронения терракотовыми ста­туэтками, ко двору приглашали тысячи ремесленников. Технология изготовления была следующей. Сначала лепилось туловище, нижняя часть которого была монолитной и соответственно массивной. Именно на неё приходится центр тяжести. Верхняя часть полая.

Голова и руки крепились к туловищу уже после того, как оно было обожжено в печи. В завершение скульптор покрывал голову дополнительным тонким слоем глины и ле­пил лицо, придавая ему индивидуальность. Краски всё-таки не сохранились. Обжиг фигур длился несколько дней при постоянной температуре не ниже + 1000 °С. В результате глина становилась крепкой как гранит. Затем их разрисовывали, одевали в шёлковые одежды, приделывали деревянные руки и при­крепляли оружие. G

Все воины глиняной армии имеют индивидуальные черты лица.

Проступки. За многие пре­ступления назначались мучительные казни отрезали нос, разруба­ли колени, вырывали рёбра. Обезглавливание было наиболее лёгким

Особенно серьёзные преступ­ления карались казнью не только самого виновного, но и всех его родственников в трёх поколениях.

С целью ослабления своих внут­ренних врагов Цинь Шихуанди при­казал отобрать всё оружие у част­ных лиц и перелить его в бронзовые колокола. Эта мера должна была пре­сечь возможность мятежей. С этой же целью разрушили все укрепления внутри Китая, которые могли представ­лять для Циньской импе­рии серьёзную опасность в случае восстаний.

Аристократия завоё­ванных царств была по­ставлена под строжай­ший надзор имперских чиновников. Прежние

Аристократические титу­лы уничтожены. Крите­рием знатности отныне стали богатство и государст­венные заслуги. В 2 20 г. до н. э. 120 тыс. наиболее бога­тых и знатных аристократических семей насильно переселили в столи­цу империи — город Сяньян, где они находились под постоянным конт­ролем соглядатаев императорского

Двора.

А сама столица империи в это время превратилась в один из самых великолепных городов мира. Всё ценное и редкое, что можно было найти на огромной территории империи — драгоценные камни и металлы, деревья с благоухающей древесиной, деревья с древесиной редкой окраски (розовой и зелё­ной), — привозилось из отдалён­ных мест для украшения император­ских дворцов. Столица раскинулась по обоим берегам реки Вэйхэ, через которую был перекинут мост — чудо техники того времени. К северу от реки располагался собственно город с многочисленными улица­ми, аллеями, парками и богатыми дворцами императора и высшей знати. К югу от реки Вэйхэ нахо­дился знаменитый императорский парк — огромный заповедник, где отдыхали и охотились сам импе­ратор и его приближённые. В этом парке был построен дворец, пре­восходивший роскошью созданное ранее. О размерах его можно судить по тому, что центральный зал мог вместить 10 тыс. человек. На стро­ительстве дворца, по свидетельству древних источников, работало более 700 тыс. рабов.

Для того чтобы связать столи­цу со всеми областями государства, Цинь Шихуанди приказал сооружать дороги и транспортные каналы. Для

Сохранности дорог были модифи­цированы оси телег, так как повоз­ки с длинными осями выходили из колеи и портили дороги, проложен­ные в мягкой лёссовой почве. Были введены единые для всей империи меры веса, длины и ёмкости и про­ведена денежная реформа, устано­вившая единую монету.

Реформы Цинь Шихуанди кос­нулись и письменности. По его приказу было установлено едино­образное для всей страны письмо. До образования Циньской империи не существовало единой формы письменных знаков, в различных частях Древнего Китая иероглифы писались по-разному. Новое пись­мо получило название «сяо-чжуань»

(«малое упрощённое письмо»). Оно стало основой современной китай­ской письменности.

Жизнь простых общинников мало изменилась, можно даже сказать,

Ухудшилась. Ведь грандиозное стро­ительство, развернувшееся по всей стране, требовало огромного коли­чества рабочих рук. В этих работах участвовали помимо рабов несущие государственные повинности земле­дельцы-общинники. На строительст­во нужны были средства. Источники сообщают, что при циньской динас­тии налоги возросли в 20 раз по сравнению с древностью, а рабочая и военная повинности — в 30 раз.

НАСЛЕДНИКИ ЦИНЬСКОЙ ИМПЕРИИ

Время царствования первой импе­раторской династии Китая оказа­лось самым коротким. Династия пресеклась со смертью её основате­ля в 210 г. до н. э. На смену пришла династия Хань, правившая более четырёх столетий. Все новые черты китайской цивилизации, заложенные Цинь Шихуанди, дали свои резуль­таты именно в эту эпоху, поэтому в глазах современников годы прав­ления первых императоров старшей династии Хань были временем про­цветания империи.

Вот как описывал всё это Сыма Цянь-. «Со времени воцарения Хань на протяжении более чем 70 лет госу­дарство не знало забот, не было бедст­вий от засух и наводнений. Среди народа каждый имел достаточно для семьи. Как в столице, так и в отдалён­ных пограничных городах амбары были полны зерном. Богатства казны были очень велики».

Но новые императоры не прос­то пожинали плоды реформ Цинь Шихуанди, но и продолжили его дело. В столичной области в кон­це II — начале I в. до н. э. были про­ведены грандиозные ирригацион­ные работы. К северу от реки Вэйхэ на базе магистрального канала «Чжэн Го» создали сложную систему кана­лов, получившую название «Вэйбей». Здесь же впервые был использован метод прокладки подземных кана­лов-тоннелей, собиравших грунто­вые воды, которые выводились на поверхность земли при помощи колодцев.

Большие каналы длиной иногда свыше сотни ки­лометров сооружались в это время и на терри­тории других областей страны. Они оросили десятки тысяч гекта­ров полей, кроме того, во многих местах были по­строены плотины, дам­бы и водохранилища.

Имеются данные, свидетельствующие об усовершенствовании в этот период некоторых земледельческих орудий.

В начале II в. до н. э. был изобретён плуг с сеял­кой: к плугу прикрепля­лось устройство, напомина­вшее воронку с зерном, от которой спускались одна, две или три труб­ки с отверстиями. Вол тащил плуг, а сзади шёл человек и встряхивал плуг. От сотря­сения семена из воронкообразного приспособления

Ссыпались в трубки и попадали на только что распаханную землю.

Археологические находки и пись­менные памятники свидетельству­ют и о быстром развитии разнооб­разных ремёсел: бронзолитейного, керамического, деревообделочного, лакового, ювелирного и др.

Высокого развития достигли ткацкое и шелкоткацкое ремёсла. Разведение тутовых деревьев было распространённым подсобным промыслом земледельцев-общин­ников, а ткачеством занималась каждая женщина в семье. Помимо этого существовали и большие ткацкие мастерские, такие, как, например, описанная в «Истории династии Хань» и принадлежавшая семье Чжан Ань-ши, где работало 700 рабов. Несколько тысяч человек, в основном женщин, трудились в го­сударственных пошивочных мастер­ских, обслуживавших император­ский двор.

Шелкоткачество было

Прибыльным делом, ведь китайские шелка славились далеко за пределами Ханьской империи и являлись одним из основных предметов китай­ского экспорта. Они вывозились в таких больших количествах, что возникший в эту эпоху торговый путь, связывавший Китай С далёкими странами Запада, получил название «Великий шёлковый путь». Во всех странах Китай прочно ассо­циировался именно с шёлком, а в Ри­ме китайцев даже называли серами, что значило «люди, производящие

Шёлк».

Что же представляла собой ки­тайская империя эпохи Хань? «С приходом к власти династии Хань, — писал древнекитайский исто­рик Бань Гу, — страна внутри морей (так он называл Китай. — Прим. ред.) Стала единой, были открыты тамо­женные заставы и мосты, не стало препятствий к использованию гор и озёр. Поэтому богатые торговцы и крупные купцы растекались по­всюду (на территории. — Прим. ред.) Поднебесной. Не было таких това­ров, которые не проникали бы пов­семестно. Каждый мог получить всё

Что хотел».

Империя раскинулась на огром­ных пространствах от пустынь и сте­пей на севере до Южно-Китайского моря и Индокитая на юге и от Жёл­того моря на востоке до пустыни Такла-Макан и Тибета на западе.

Самыми развитыми были сто­личные области, расположенные в долине Хуанхэ. Их общая пло­щадь составляла лишь 1/8 терри­тории Ханьской империи, но здесь концентрировалось более 60 % Всего населения страны. Именно в этих областях получило наиболь­шее распространение плужное земледелие, строились и росли города, прокладывались дороги и каналы.

Здесь же располагалась новая ве­ликолепная столица — город Чанань. Он был самым большим центром ремёсел и торговли и делился на два обширных рыночных рай­она — восточный и запад­ный, каждый из которых включал в себя несколь­ко базаров. Крупными центрами были и дру­гие города этой облас­ти: Гуанхань, Чэнду и Люньцюн в Сычуани;

Иньян, Наньян и Ин-

Чуань в Хэнани; Юань

Одной из самых сенсационных находок последнего времени в китайской археологии стало открытие гробницы госпожи «Дай», жившей во II в. до н. э. в эпоху Хань. Её гробница уникальна не только обили­ем драгоценностей и украшений, но и великолепной сохранностью всего погребального комплекса, начиная от одежды и заканчивая чудесными вырезанными из дерева фигурами музыкантов и слуг, положенных в могилу, чтобы «прислуживать» своей госпоже после смерти.

Княгиня была похоронена под земляным курганом в глубокой шахте, стены которой выложены слоями глины, угля и кипариса. Внутри гробницы стояло три гроба, один в другом. Внутренний деревянный гроб был обтянут вышитым шёлком с аппликациями из перьев и накрыт погребальным знаменем.

В четырёх отдельных склепах были сложены погре­бальные предметы, подробная опись которых сделана на 312 бамбуковых пластинках. Сопровождавший княгиню в загробный мир инвентарь включал все необходимые «мелочи»: комплекты шёлковой одежды, предметы туалета и косметические

В Хубэе; Пиньян и Ханьдань в Шанси; Линьцзы в Шаньдуне. Важное торго­вое значение сохранял древний куль­турный центр — город Лоян.

Открытые археологами развалины

Поселений, изящные глиняные моде­ли домов позволяют восстановить облик многонаселённых горо­дов. Здания обычно были в три и более этажей с многоярусной крышей, крытой цветной полу­цилиндрической черепицей и за­канчивавшейся по краям круглы­ми глиняными навершиями (на них делались надписи с добрыми поже­

Ланиями).

Области, расположенные к югу от реки Янцзы, завоевание которых началось ещё при Цинь Шихуанди, были менее развитыми. На боль­шей части этой обширной террито­рии земледелие оставалось прими­тивным, местное население вплоть до I в. н. э. было незнакомо с плугом. Ирригационные работы не проводи­лись. Однако в этих районах находи­лись богатые залежи руд, драгоцен­ных металлов, пролегали торговые пути в Индокитай и Индию, с кото­рыми Ханьская империя пыталась установить прямые торговые отно­шения. Поэтому постепенно и здесь стали возникать крупные города, развивалась дорожная сеть, а вместе с ними проникали и иные достиже­ния цивилизации.

За несколько столетий от перио­да Борющихся царств до эпохи Хань Китай прошёл огромный путь. Была создана огромная империя, связавшая все области страны в единое целое. Постепенно в общую систему китай­ской цивилизации были вовлечены другие народы, при­

Внёсшие в неё свои традиции и воспри­нявшие передовые идеи и достижения Поднебесной.

Значительных успехов китайцы достигли в облас­ти естественных и точных наук,

Философии. Даль­нейшее развитие получили письменность, литература и изобразительные искусства.

В период династии Хань китай­цы определили положение многих небесных светил и созвездий и соста­вили карту звёздного неба. Ханьские астрономы делили небо на 28 созвез­дий, располагая их вокруг Полярной звезды. В каждой из четырёх сторон света находилось по семь созвездий. В 27 г. до н. э. китайские астрономы сделали первую запись о наблюде­нии пятен на Солнце.

В I в. н. э. в Китае был изобретён первый в мире сейсмограф. Прибор представлял собой полый шарооб­разный медный сосуд, внутри которо­го вертикально поместили маятник. К нему подсоединялись восемь пру­жин-рычагов, к наружным его концам прикреплялось по металлической голове дракона с медным шариком в полости. Отклонение маятника в сторону под действием землетря­сения вызывало нажим на один из рычагов. Голова дракона, приделанная к этому рычагу, механически откры­вала пасть, и шарик падал в рот одной из восьми жаб, расставленных у осно­вания сосуда. По тому, какой из дра­конов выплёвывал шарик, узнавали, в каком из восьми направлений про­изошло землетрясение.

Период Хань отмечен дальней­шим развитием письменности. СШ в. до н. э. в качестве материала для пись­ма стал употребляться шёлк. Вместо заострённой палочки, служившей для письма лаком на бамбуковых и де­ревянных планках, в обиход вошла волосяная кисть. На рубеже новой эры в Китае была изобретена тушь. В конце старшей династии Хань для письма использовался гра­фит. Наконец, в I в. н. э. китайцы впервые в ис-

T тории изобрели бу­магу. К концу младшей династии Хань китай­ские иероглифы при­обрели закончен­ную форму, которая сохранилась почти в неизменном виде до настоящего вре­мени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *