ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И АУТОТРЕНГ

ВНачале случайно, а затем путем специаль­ных наблюдений удалось обнаружить, что при отчетливом

Представлении человеком различных своих состояний или раздражителей, вызывающих эти состояния, в его орга­

Низме могут происходить соответствующие этим представ­лениям изменения. Например, изменения в организме

(учащение сердцебиения, дыхания) вызывают представ­ления пережитых ранее приятных или неприятных ситуа­ций и возникавших в связи с ними положительных или отрицательных эмоций.

Во время представления наступают реальные измене­ния в деятельности систем организма, которые можно

Зафиксировать с помощью специальных аппаратов. Чем ярче эти представления, тем сильнее их влияние на дея­

Тельность организма.

Физиологический механизм этого явления состоит в том, что между образами определенных предметов, явле­ний жизни, ситуаций и изменениями в организме, кото­

Рые возникают под воздействием этих реальных объек­тов, образовались прочные нервные связи. Поэтому мысль

Или представление о том или ином предмете, явлении, ситуации вызывает в большей или меньшей степени

Такое же изменение в организме, какое возникает в реаль­ной ситуации (например, представления о духоте, зной­

Ной погоде вызывают у человека учащение дыхания, пульса, активизацию потоотделения).

Специально разработанные приемы актуализации определенного состояния внутренних органов известны

Давно и широко используются, например, в системе йога, дзен и др. В медицине эти приемы используются во время гипнотерапии, при обучении AT, а в спортивной медици­не— для обучения определенным физическим упражне­ниям с целью ускорения адаптации (привыкания) спорт­

Смена к новым условиям соревнований.

В системе К. С. Станиславского, известного режиссе­

Ра и теоретика театра, также нашли место некоторые из этих приемов, способствующие перевоплощению актера. Например, для того чтобы искренне сыграть на сцене страдание или радость, актеру нужно ярко представить

Себе ситуацию, которая побуждает изображаемого героя радоваться или страдать.

Огромную роль играют представления и в процессе занятий аутогенной тренировкой. Натренировать себя

Так, чтобы без особого труда представление или мысль о каком-либо благоприятном состоянии организма вызыва­

Ла это состояние — одна из главных целей AT,

Каждый человек способен научиться сознательно

Влиять на работу внутренних органов в пределах, не на­рушающих биологической целесообразности этой рабо­ты, в состоянии овладеть методами и приемами AT, a значит и методами психологической саморегуляции.

Чтобы и ты, читатель, поверил в способность своего сознания влиять на вегетативные функции, работу вну­тренних органов, попробуй провести следующий опыт: представь, что перед тобой лежит лимон. Обычный лимон. А рядом — блюдечко с сахаром. Ты берешь нож, отре­заешь кусочек лимона, посыпаешь его сахаром, затем отправляешь в рот и прижимаешь его языком к небу…

Во рту стало кисло, как от настоящего лимона. Обильно стала выделяться слюна. А ведь во рту лимона нет, есть

Лишь представление о лимонной дольке, попавшей в рот.

Ученые исследовали биохимический состав слюны, выделяемой на представляемый лимон и на настоящий. Состав слюны оказался одинаковым.

Если в результате опыта во рту у тебя не стало кисло и не началась реакция слюноотделения, значит ты не су­

Мел вызвать яркое представление о лимоне, попавшем в рот. В этом случае повтори опыт, прибегая к некоторым

Дополнительным приемам. Во-первых, опыт можно про­вести с закрытыми глазами. Это делается для того, чтобы исключить действие посторонних оптических раздражите­

Лей, отвлекающих тебя от представления. Второй, допол­нительный прием состоит в проговаривании фраз, отра­жающих ситуацию, которую ты должен ярко представить.

Слова обозначают различные объекты действительно­сти, и поэтому в процессе овладения речью между ними

И образами тех объектов, которые обозначаются слова­ми, в коре головного мозга образовались прочные нерв­

Ные условные связи. Вот почему слова (видимые, слыши­мые или произносимые) вызывают в коре больших

Полушарий головного мозга представления о тех объек­тах, которые обозначаются этими словами, словосочета­

Ниями или целыми фразами. И если ты затрудняешься вызвать у себя яркое представление лимонной дольки, находящейся во рту, тебе поможет проговаривание фраз,

Обозначающих ту ситуацию, которую нужно представить. А теперь попробуй провести тот же опыт с лимоном, но прибегая к словесной формуле: «У меня во рту лимон,

Кислый лимон… Ах, как во рту кисло». Это поможет тебе ярко представить лимон, находящийся во рту, а пред­ставление, в свою очередь, вызовет ощущение кислого и секреторную реакцию слюноотделения.

Словесные формулы ты можешь проговаривать мыс­ленно сам или же написать на бумаге и предложить ко­му-либо прочитать. Можно записать их на магнитофон­

Ную ленту, а затем прослушать (желательно с закрытыми глазами), стараясь представить то, о чем говорится. На­пример, вдумываясь в содержание написанного, читай

Следующие фразы словесной формулы: «Передо мной лимон… Я беру в одну руку лимон, в другую нож… Я хо­рошо вижу желтый, сочный лимон… Я приближаю к ли­

Мону нож… Отрезаю верхушку лимона… Отрезаю еще один кусочек лимона… Чувствую запах лимона… Я взял

Кусочек лимона, обмакнул его в сахарный песок… Поло­жил в рот… Прижимаю языком дольку лимона к небу… Кислый сок вытекает из лимона… Он наполняет мой рот… Какой кислый сок!.. Во рту стало кисло…»

Фразы этой словесной формулы можно несколько изменить, не меняя, конечно, основного их содержания.

Итак, проведя этот небольшой опыт, ты смог убедить­ся, что яркое представление о каком-то объекте (напри­

Мер, о лимоне, который попал тебе в рот) способно вы­звать соответствующие этому объекту ощущения и реак­цию организма, которая обычно вызывается самим

Объектом (в нашем опыте — ощущение кислого и реак­цию слюноотделения).

Или еще пример. Сильное волнение перед экзаменом, если ты освоил методику AT, легко снять, представив себя (желательно несколько раз) отвечающим на экза­мене без всякого волнения. Вызвать это представление

Поможет тебе Такая словесная формула: «…Я спокоен… Совершенно спокоен… Спокойно вхожу в класс… Сажусь за парту… Я перестал испытывать волнение… Я спокоен… Совершенно спокоен… Спокойно беру билет.., Спокойно обдумываю ответ…»

И если ты добросовестно готовился к экзамену, спо­койствие поможет лучше ответить на вопросы. Сильное волнение на экзамене, даже тому, кто хорошо к нему го­

Товился, мешает припомнить нужный материал, разру­шает логику ответа. Ты уже знаешь, что волнение чело­

Века связано с активным возбуждением подкорковых эмоциональных центров, а возбуждение подкорки в силу индукции нервных процессов вызывает торможение коры головного мозга — органа сознательной деятельности че­ловека.

Давно известно: когда человек представляет себе ка­кое-нибудь движение, он его невольно производит, не за­мечая этого. «При каждом думаний о движении мы

Производим его фактически»,— пишет И. П. Павлов!.

Представления человека о каком-нибудь движении своего тела вызывают микродвижения определенных мы­

Шечных групп, реализующих эти представления. Данное явление получило название идеомоторных актов. Идео­

Моторные акты зрительно зафиксировать почти невоз­можно, так как они сводятся к микродвижению мышц. В основе этих актов лежат образованные в процессе жизнедеятельности нервные условные связи между опре­

Деленными двигательными представлениями и реализую­щими их движениями. В этом легко убедиться. На не­большом шнуре подвесь пятидесятиграммовую гирьку, а свободный конец шнура неподвижно держи между боль­шим и указательным пальцами руки, поднятой на уровень плеча, пока качание подвешенного на шнуре груза не

Прекратится. Затем представь, что груз раскачивается, как маятник, в определенном направлении. Через некото­рое время груз действительно начнет движение в соот­ветствии с представлением 2.

Когда мы думаем о каком-либо действии, то произво-

1 Павлов И. П. Ответ физиолога психологам.— Поли. собр. соч.,2 т. 3, кн. 2, с. 181.

2 Платонов К. К. Слово как физиологический и лечебный фак­тор.— М., 1962.

Дим невидимые микродвижения, связанные с его осу­ществлением. Эти движения удается подметить лишь при помощи приемов, усиливающих их. Нитка с грузом

Как раз и служит превращению невидимых микродвиже­ний руки в видимые — макродвижения.

Итак, идеомоторный акт физиологически объясняется тем, что между функциональными структурами коры го­ловного мозга, с возбуждением которых связано пред­ставление о каком-то движении тела, и двигательными

Центрами, исполняющими это движение, ранее образова­лась нервная условная связь. Поэтому уже само пред­ставление о движении вызывает аналогичное представле­нию микродвижение органов тела — идеомоторный акт.

Еще древние римляне неосознанно использовали этот прием для гаданий. Они брали блюдце или какую-нибудь

Тарелку, делили ее на множество секторов, на каждом из которых писали определенное предсказывающее слово.

Затем гадающий брал нитку или свой волос, привязывал к нему кольцо или любой другой предмет и вытягивал руку с этим своеобразным маятником над тарелкой. Зная, что какие-то «таинственные силы» обязательно за­

Ставят кольцо качаться, гадающий с нетерпением ждал этого момента. И действительно, через некоторое время

Начиналось движение кольца. Подсознательно желая или боясь какого-либо словесного предсказания, записанного на тарелке, гадающий тем самым вызывал в коре голов­ного мозга импульсы возбуждения, которые передавались мышцам руки и, в свою очередь, вызывали в них микро­

Движения. Усиленные маятником, они становились види­мыми, и кольцо-маятник начинало дотрагиваться до определенных секторов блюдца, в которых были написа­ны желательные для гадающего слова. Естественно, из

Определенных слов получались фразы, которые тракто­вались как советы «сверхъестественных» сил. Но теперь ты понимаешь, что эти советы давал себе сам гадающий в виде идеомоторных актов.

Наличие идеомоторных актов доказывает и следую­щий характерный пример: представьте, закрыв глаза, вы­

Сокое здание. Только одно это представление вызовет едва заметное движение глазных яблок, которые повора­чиваются вверх, хотим мы этого или нет.

Очень заметным идеомоторным актом является изме­нение диаметра зрачка при представлении крупного, а затем маленького предмета. Попроси товарища предста-

Вить слона или муху и при этом посмотри на зрачки его глаз. Если зрачки расширяются, значит товарищ пред­ставил слона, если их диаметр уменьшается — муху.

Представление двигательных актов вызывает слабые сокращения в соответствующих мышцах, которые могут

Быть уловлены специальными приборами или же людь­ми, обладающими в результате тренировки или от рож­

Дения повышенной чувствительностью органов осязания, то есть чувствительностью кожного и кинестезического

(мышечно-двигательного) органов чувств.

Человек с повышенной осязательной чувствитель­

Ностью (возможно, это качество присуще и тебе) спосо­бен провести такой опыт. Взяв запястье правой руки дру­гого человека, он предлагает ему мысленно написать этой

Рукой какое-нибудь слово «крупными четкими буквами».

И если партнер точно выполнит просьбу и будет пред­ставлять, как он медленно и аккуратно выводит букву за буквой, его рука начнет совершать незаметные зрению микродвижения (идеомоторные акты). Воспринимая ри­сунок этих движений, а следовательно и графические очертания букв, человек с повышенной осязательной чув­ствительностью «прочитывает» задуманное слово.

На сцене нередко выступают артисты в жанре, сенса­ционно афишируемом как «чтение чужих мыслей» или же преподносимом более скромно как «психологические опыты».

Один из зрителей задумывает про себя и записывает на листке бумаги какое-нибудь сложное и запутанное задание, которое должен выполнить артист: например, спуститься в зал, подойти к 21-му ряду, взять зрителя, сидящего на 7-м месте, за руку, подвести его к 17-му

Ряду, поднять зрителя с 14-го места, вывести его на сцену, взять у него из портфеля книгу, открыть на 49-й стра­нице и прочитать 28-ю строчку. Это задание записывает­

Ся на бумаге и отправляется в жюри. Затем писавший задание становится индуктором, то есть человеком, мыс­

Ленно диктующим ход выполнения своего задания, а артист — перцепиентом, которому необходимо это мыс­

Ленное задание индуктора воспринять и выполнять. Ин­дуктор крепко берет запястье руки перцепиента, сосре­доточенно и четко представляет каждый этап задания. Представлять действия, связанные с выполнением

Последующего этапа задания, он не должен, пока перце­пиент не выполнит всех действий, связанных с предыду-

Щим этапом. Отгадчик улавливает нужное направление своего движения по микродвижениям руки индуктора, которой тот держит его запястье. Если движения перце­пиента (артиста) правильные, то со стороны руки индук­тора микросопротивления нет. Если же направление движения выбрано неверно, то перцепиент ощущает мик­ротолчок руки индуктора в противоположную сторону и меняет направление своего движения, руководствуясь

Правилом исключений.

Публичные демонстрации подобного явления впервые были начаты в 1874 году американцем Броуном. Позже появились последователи, которые распространили этот жанр искусства по всей Европе под громким названием «чтение мысли».

Для успешного выполнения задания индуктора необ­ходимы две основные предпосылки. Первая: проводник, или индуктор, должен обладать выраженными идеомо­торными актами, достаточной их силой. Вторая немало­важная предпосылка: отгадчик (перцепиент) должен быть достаточно восприимчив к едва уловимым микро­движениям руки индуктора, чтобы пользоваться ими в своем поиске. А для этого нужны хорошие врожденные данные и кропотливая, длительная тренировка.

Иногда во время представления артист этого жанра выступает без контакта со зрителем. По этому поводу заслуженный артист РСФСР Вольф Григорьевич Мессинг в статье «Чтение мускулов, а не мыслей» (Техника — молодежи, 1961, № 1) пишет: «Я часто выполняю мыс­ленные задания без непосредственного контакта с индук­

Тором. Здесь указателем мне может служить частота ды­хания индуктора, биение его пульса, тембр голоса, ха­рактер походки и так далее».

Но для того чтобы так ощущать реакцию индуктора, как Вольф Мессинг, необходимо обладать высокой чув­

Ствительностью, развитым и безупречно распределяе­мым вниманием, умением быстро и точно анализировать создавшуюся ситуацию и корректировать ошибки. Порою некоторые способности Мессинга трактуются как способ­ности телепатического характера. Однако, чтобы судить о справедливости или ошибочности таких толкований, сначала нужно решить вопрос об объективном суще­ствовании или отсутствии телепатических явлений, под которыми понимается восприятие одним лицом мыслей другого без передачи их через известные органы чувств.

Выдающиеся русские ученые В. М. Бехтерев и П. П. Лазарев допускали возможность мысленного вну­

Шения, рассматривая его как вероятность передачи элек­тромагнитной энергии от одного мозга к другому по прин­ципу, согласно которому работают приемник и передат­чик. Но достоверность или ошибочность подобных пред­положений пока научно не доказаны.

Вместе с тем объективность явления, связанного с влиянием представлений на движения мышц, то есть объективность идеомоторных актов доказана, и данное явление широко применяется в практике тренировки спортсменов и представителей других профессий.

Например, прежде чем приступить к разучиванию ка­кого-либо упражнения или приема, спортсмену вначале

Предлагают представить выполнение этого упражнения, предварительно расчленив его на ряд элементов. Спорт­

Смен мысленно представляет выполнение каждого эле­мента, и только после этого соединяет в своем представ­

Лении все звенья (элементы) упражнения в единый комплекс.

«Проиграв» (представив) выполнение этого упраж­нения несколько раз мысленно, он переходит к разучи­ванию его практически. Такая психологическая идеомо­

Торная тренировка помогает разучивать сложные упраж­нения, настраивает спортсмена на правильное выполне­

Ние всех элементов в нужной последовательности и зна­чительно сокращает число допущенных им ошибок1. Применив комплексно самовнушение с представлением всех элементов выполняемого действия, спортсмен настраивается на правильное выполнение движений.

Этот прием помогает ему преодолеть предстартовую «ли­хорадку» и добиться высоких результатов (конечно, при

Условии, что он хорошо подготовлен физически). Ауто­генная тренировка не заменяет тренировку физическую, представление последовательно выполняемых элементов действия не исключает фактического разучивания и вы­полнения упражнений. Эти приемы только способствуют более эффективному разучиванию упражнений и в итоге успешному выступлению на соревнованиях.

Двигательные представления можно и нужно приме­нять при формировании сложных навыков профессио-

1 Дымерский В. Я. О применении воображаемых действий в процессе восстановления и сохранения навыков.— Вопросы психо­логии, 1956, № б.

Нальной деятельности, которая требует высокоточной ко­ординации движений (например, у сложного пульта управления, при вождении транспорта и т. д.).

Идеомоторный акт, вызываемый определенным пред­ставлением, помогает и в профилактике нервно-эмоцио­нального, предэкзаменационного волнения. Особенно эффективно применение представления на фоне мышеч­ного расслабления, которое достигается с помощью пер­вых двух упражнений AT.

Вспоминается такой случай. Выпускница музыкаль­ной школы усиленно готовилась к поступлению в консер­ваторию. Школу окончила с отличием и вступительные экзамены сдала успешно. После поступления в консер­ваторию она совершенно не отдыхала. Длительная на­

Пряженная работа привела к переутомлению и нервному срыву, и как следствие этого возникла неуверенность в себе, страх перед экзаменом, перед выступлением на кон­церте; произведение забывалось, выскакивало из головы. Одновременно появились бессонница, расстройство аппе­

Тита, иногда мучили кошмарные сновидения.

Сессию девушка сдала неудовлетворительно. Решался

Вопрос о дальнейшем ее пребывании в вузе. Однако, на­чав заниматься AT, студентка смогла преодолеть страх, у нее улучшился сон и аппетит. Изредка во время вы­ступления страх вновь появлялся, при этом исполнитель­

Ница играла значительно хуже, чем при подготовке к выступлению. Вот тогда была применена методика идео­моторных актов. Во время занятий AT студентка начала

Представлять себя исполняющей произведение на сцене. Она воспроизводила в сознании клавиатуру рояля, по­

Следовательность движений пальцев, мелодию исполня­емого произведения. В результате таких упражнений че­рез некоторое время страх при публичном исполнении музыкальных произведений исчез полностью, сессия бы­

Ла сдана успешно, выступления на концертах проходили благополучно.

Из всего сказанного следует, что представления имеют прямое отношение к аутогенной тренировке, к искусству

Управлять собой.

Однако во время сильного волнения вызвать пред­ставление спокойного состояния бывает трудно. В таком случае необходимо прибегать к сюжетным представле­

Ниям на цветном фоне. Как это делать — расскажет сле­дующая глава,

зрение, цвет и твое состояние

С Самых первых дней после рождения че­ловек встречается с миром разнообразных красок.

Уже в 2,5—3 месяца ребенок эмоционально реагиру­ет на цвета.

Любой цвет, как и другие зрительные раздражители, получает отражение в мозгу с помощью зрительного ор­гана чувств. Около 90 % информации о внешнем мире поступает в центральную нервную систему через орган

Зрения. Цвет предмета зависит от того, какую часть сол­нечного спектра он поглощает и какую отражает, а также от спектрального состава падающих на него лучей. Че­

Ловеческий глаз чувствителен лишь к лучам, длина элек­тромагнитной волны которых колеблется от 380 до 800 миллимикрон. Все остальные волны попадают в

Рамки невоспринимаемых человеческим глазом радио­волн, рентгеновских, ультрафиолетовых и инфракрасных

Лучей.

Световой луч (луч белого цвета, источником которого является, например, Солнце) разлагается на семь составляющих его цветовых лучей спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолето­вый). Если световые лучи полностью отражаются от предмета, он вызывает у нас ощущение белого, а если не отражаются, а целиком поглощаются, он воспринимается черным. При поглощении одной части спектра лучей и

Отражении другой его части предмет приобретает цвет в зависимости от длины волны отраженных лучей. Если предмет отражает избирательно электромагнитные волны длиной 780—610 миллимикрон, он вызывает у нас ощу­щение красного цвета, 610—590 миллимикрон — оран-

Жевого цвета, 590—560 — желтого, 560—510 — зеленого, 510—470 — голубого, 470—450 — синего, 450—380 — фио­летового.

Отраженные лучи с определенной длиной волны попа­дают в глаз, проходят через роговицу, отверстие в ра­дужной оболочке (зрачок), затем через хрусталик —

Своеобразную естественную линзу, попадают на сетчат­ку (ретину), которой завершаются чувствительные

Окончания зрительных нервов. Под действием лучей фо­торецепторы сетчатки генерируют нервные импульсы и передают их по центростремительным нервам к зритель­ным центрам, которые расположены в затылочной доле коры головного мозга.

Место входа зрительного нерва в глазное яблоко об­разует на сетчатке так называемое слепое пятно, то есть место, где нет фоторецепторов. Поэтому если лучи от предмета попадают на слепое пятно, мы предмета не видим.

Сетчатка состоит из различных групп фоторецепто­ров, которые называются «палочками» и «колбочками». Палочек насчитывается около 130 миллионов, а колбо — чек—около 7 миллионов.

Колбочки чувствительны лишь к световым лучам сильной интенсивности (к дневному свету), а также к цветовым (хроматическим) лучам, то есть лучам спектра. Палочки же абсолютно нечувствительны к хроматиче­ским цветам, но зато обладают высокой чувствитель­ностью к световым лучам, которая в 200 тысяч раз выше

Светочувствительности колбочек. Палочки возбуждаются лишь на свету слабой интенсивности (в сумерки, ночью,

В темноте), но перестают возбуждаться на сильном свету. Поэтому палочки иначе называют фоторецепторами ноч­

Ного (сумеречного) зрения, а колбочки — фоторецепто­рами дневного зрения.

Так как палочки обладают только светочувствитель­ностью и функционируют на слабом свету, то с их по­мощью мы видим все в ахроматических цветах (черных,

Белых и серых). Не случайно в народе говорят: «Ночью все кошки серы». На ярком свету (например, днем при

Солнечном освещении или вечером при сильном искус­ственном источнике света) функционируют колбочки, об­

Ладающие не только свето-, но и цветочувствительностью. Поэтому на сильном свету мы хорошо различаем и све­

Товую и цветовую характеристики предметов.

Наибольшее количество колбочек концентрируется в том месте сетчатки глаза, которое называется желтым

Пятном. Оно расположено чуть выше слепого пятна и за­нимает центральную часть сетчатки глаза. Поэтому днем мы лучше видим те объекты, лучи от которых попадают в район желтого пятна. Иначе говоря, днем центральное

Зрение является наиболее острым и эффективным: мы лучше различаем те предметы и их расцветку, которые расположены по оси нашего зрения, проходящей через середину хрусталика и желтого пятна.

Ночью и в глубокие сумерки лучше видны предметы, расположенные под углом 12—14° к зрительной оси

(смотришь вперед, а видишь лучше сбоку). Это объяс­няется тем, что основная масса чувствительных к слабо­му свету и ахроматическим цветам фоторецепторов

(палочек) расположена на периферии сетчатки глаза, куда могут падать лучи от предметов, расположенных на каком-то расстоянии (сбоку, снизу, сверху) от оси наше­го зрения. Вот почему, если ты едешь на велосипеде без фонаря по широкой, гладкой и асфальтированной дороге

В глубокие сумерки или ночью, ты лучше различаешь гладкую поверхность дороги с боков, чем впереди себя. Поэтому у тебя возникает огромное желание повернуть руль в сторону, что ты иногда и делаешь. Запомни: в су­мерки, ночью на слабом свету наиболее острым является боковое зрение.

В общее правило о том, что палочки нечувствительны к цветовым лучам, нужно внести незначительное уточ­нение: они способны «видеть» синий конец спектра, ха­рактеризующийся наименьшей интенсивностью цветовой

Волны, лучше колбочек, но к темно-красным и другим лу­чам совсем нечувствительны. Колбочки же наоборот. По­

Этому в полутьме синий цвет нам кажется ярче красного, а на свету красный — ярче синего.

Как же мы различаем цвета? Существует несколько гипотез. Наиболее распространена гипотеза трехкомпо­нентного цветового зрения Гельмгольца.

В колбочках сосредоточены специальные виды пиг­мента с чувствительностью к различным цветовым лучам

Спектра. Предполагают наличие трех видов пигмента: а) того, который чувствителен только к лучам красного

Цвета; б) чувствительного только к зеленым лучам; в) чувствительного к синим лучам. Если все эти три цветовых луча смешать (совместить), то, меняя соотно-

Шения их интенсивности и действуя смешанными цвето­выми лучами на сетчатку глаза, можно вызвать ощуще­ние любого другого цвета. Попадая на сетчатку, цвето­вые лучи начинают действовать на определенные

Пигменты, которые как бы раскладывают поток цветовых лучей на основные элементы спектра (красный, зеленый, синий), анализируют интенсивность этих элементов и ге­нерируют обобщенный электрический сигнал, который по зрительным нервам передается в мозг, где и происходит

Анализ и синтез поступившей информации в форме опре­деленных цветовых ощущений.

На сетчатке происходит своеобразный биохимический процесс: пигмент колбочек поглощает фотоны света, за­ряжается энергией и передает ее в зрительный центр го­ловного мозга, где и формируется цветовой образ дан­ного предмета. Особую роль играет в цветоощущении пигмент, чувствительный к зеленым лучам. Это было до­казано еще в 30-е годы советским ученым С. В. Кравко — вым. Он помещал человека перед экраном, на который

Проектировал различные цвета, и одновременно опреде­лял реакцию испытуемого на звуки, цветочные запахи и другие раздражители. В результате таких экспериментов С. В. Кравков определил, что при наличии на экране зе­леного цвета человек становится более чувствителен к звукам, запахам и ко всему, что его окружает.

Существует мнение, что зеленый цвет понижает дав­ление крови в глазных сосудах, что зрение под его влия­нием становится зорче. Глаз как бы отдыхает на зеленом фоне, набирает силу, а затем легче приспосабливается к восприятию других цветов.

Почему же глаз так «неравнодушен» к зеленому цвету?

На этот вопрос биологи отвечают, ссылаясь на дарви­новскую теорию происхождения человека. Человек про­изошел от представителей млекопитающих — обезьян,

Млекопитающие — от земноводных, а земноводные — от рыб, которые обитали тысячелетиями в желто-зеленой

Воде. Сам человек, а также его древние генетические предки постоянно жили в зеленом мире растений. Смот­реть на ярко-красное солнце человеку было трудно, да и некогда: засмотришься на яркое светило — попадешь в

Лапы хищника. Были дела и поважнее: надо было добы­вать пищу, строить жилище, приспосабливаться к жизни. Люди вглядывались в зеленую от водорослей воду при

Ловле рыбы, смотрели на траву и листву, добывая себе пищу, скрывались от врагов в зеленых зарослях. Есте­ственно, глаз лучше всего приспособился к зеленому цве­ту и его оттенкам. Таким образом в середине видимого спектра оказалась зона желтовато-зеленых лучей с дли­ной волны от 550 до 570 миллимикрон — средневолновой участок. А по бокам—желтый и голубой, оранжевый и синий, красный и фиолетовый. Чем дальше цвет от сред­неволнового участка, тем в большей степени утомляет он наши глаза.

Великий немецкий мыслитель и поэт Иоганн Вольф­ганг Гёте в очерках о цветах писал, что отдельные цвета вызывают особые душевные настроения, а некоторые краски вызывают в людях радость. На основании своего опыта он утверждал: желтый и красно-желтые цвета рождают бодрое, деятельное настроение, а сине-крас­ный — чувство беспокойства и тоски.

Интересный пример приводит известный американ­ский писатель Теодор Драйзер. Перекраска одного

Лондонского моста из мрачного черного цвета в успокои­тельный зеленый (цвет покоя и надежды) способство­вала тому, что в три раза сократилось число само­убийств, происходящих на этом мосту.

Выработана целая система рекомендаций по приме­нению цвета в архитектуре и строительстве, особенно при

Окраске интерьера — внутренних стен различных поме­щений. Например, стены комнат с окнами на север

Красят в теплые тона: красный, оранжевый, желтый. Это способствует созданию уюта и по ассоциации вызывает ощущение тепла и солнечного света. Интерьер комнат,

Окна которых обращены на юг, для смягчения ослепи­тельного блеска солнца и уменьшения ощущения зноя окрашивают в холодную гамму цветов: зеленый, синий, голубой.

Немецкий психолог Г. Яниш изучал влияние цвета на эмоциональное состояние детей. Его данные легли в осно­

Ву оформления одной детской клиники. В ней врачи хо­дят в оранжевых халатах (тонизирующий цвет), а меди­

Цинские сестры в голубых (успокаивающий цвет). Спе­циальное исследование психологов выявило значительное

Доверие маленьких пациентов к медицинскому персоналу. Цветовое оформление помещений влияет не только на эмоциональное, но и на физическое состояние чело­

Века, Советский ученый Г, Джибладзе в работе «Прин­ципы эстетического воспитания» приводит результаты своих наблюдений. Оказалось, что после перекраски стен школьных классов в светлые тона улучшилось здоровье ребят, снизилось число учащихся, заболевающих из-за

Перенапряжения зрительного органа.

Французский ученый М. Дереньер разработал класси­

Фикацию действия различных цветов на эмоциональное состояние человека:

Оранжевый — согревает и бодрит, стимулирует ак­тивную деятельность, вызывает душевный подъем, со­здает чувство благополучия и веселья, вызывает радость;

Голубой — освежает, побуждает к размеренным и спо­койным движениям, создает ощущение прохлады, обыч­но ассоциируется с морем или небом и действует на че­

Ловека успокаивающим образом, под его влиянием па­дает мускульное напряжение, однако слишком продол­

Жительное его действие может вызвать угнетение и усталость;

Синий — освежает, успокаивает, уменьшает частоту пульса, снижает физическое напряжение, может регули­ровать ритм дыхания; если сочетать синий цвет с белым и серым, создается иллюзия прохлады и спокойствия;

Белый — холодный цвет, цвет чистоты и стериль­ности;

Красный •— возбуждает, привлекает внимание к окру­жающему миру, это горячий цвет, при небольшой интен­

Сивности вызывает ощущение теплоты, при длительной работе в окружении красных предметов возникает утом­

Ление, а при кратковременной работе, наоборот, повы­шает работоспособность;

Желтый — теплый и веселый, солнечный цвет, про­буждает хорошее настроение и располагает к веселью, тонизирующее действует на нервную систему;

Зеленый — вызывает подъем работоспособности, этот цвет приемлем при длительной работе, так как снижает утомляемость и обостряет зрительное восприятие, он бо­

Леутоляющий, гипнотизирующий, дает некоторый отдых уму и пробуждает в человеке терпение, уменьшает нерв­

Ную раздражительность, успокаивает. Этот цвет прочно связан с представлением растительного мира, с различ­ными картинами природы;

Серый — вызывает апатию и скуку, светло-серый мо­жет быть холодным и теплым в зависимости от сочетания

С другими цветами. Например, в сочетании с синим или

Зеленоватым он холодный и успокаивает, а с краснова­тым и желтым — теплый, возбуждающий;

Коричневый — обычно теплый цвет, но располагает к мрачному настроению, в сочетании с серыми оттенками вызывает тревожное состояние;

Черный — тяжелый, мрачный цвет, угнетает, однако рядом с контрастным белым дает благоприятный эффект.

Каждый может вспомнить, как неприятно было нахо­диться в комнате с темными стенами и какие приятные эмоциональные переживания вызывает помещение, окра­шенное в светлые тона. Карл Маркс назвал чувство цве­та «популярнейшей формой эстетического чувства».

По психофизиологическому действию различают три основные группы цветов: к первой группе относятся воз­буждающие, активные цвета (красный, оранжевый, жел­тый), ко второй—тормозящие, пассивные цвета (голу­бой, синий, фиолетовый), к третьей — нейтральные (бе­

Лый и серый). Зеленый цвет считают слаботормозящим (успокаивающим), а желтовато-зеленый (салатовый) —

Слабовозбуждающим.

Длинноволновая часть спектра (красный, оранжевый, желтый) при возникающих по ассоциации ярких и эмо­

Ционально насыщенных представлениях действует воз­буждающе, а если эти представления слабы, то харак­тер их действия тонизирующий.

Коротковолновая часть спектра действует также в со­ответствии с силой и яркостью возникающих по ассоциа­ции представлений. Синий и фиолетовый цвета могут действовать угнетающе (при ярких представлениях) или, как зеленый и голубой, успокаивающе (при слабом пред­ставлении).

О сильном психофизиологическом влиянии цвета го­ворят некоторые примеры, приведенные в книге

С. М. Иванова «Человек среди автоматов» (М., 1969). Автор рассказывает об эксперименте, во время которого две группы людей были помещены в окрашенные по-раз­

Ному комнаты: одна группа в голубую, вторая — в оран­жевую. В этих комнатах поддерживалась одинаковая

Температура (15 °С). «Голубые» ощущали холод и по­еживались, в то время как «оранжевые» чувствовали се­

Бя в тепле.

Хочется рассказать и о таком интересном опыте, ко­торый провели советские психологи в школе на уроке

Геометрии. Одни и те же задачи напечатали на бумаге разных цветов и раздали ученикам: одна группа учени­ков получила задачи на красной бумаге, вторая груп­па — на белой, третья — на зеленой. При анализе реше­ний оказалось, что больше всего ошибок сделала «крас­ная» группа, «белая» допустила среднее число ошибок, а вот задачи, написанные на зеленой бумаге, были решены

С наименьшим числом ошибок. Поэтому стены классов, а также парты чаще всего красят в салатовые цвета. Они увеличивают производительность длительного труда в от­

Личие от красного цвета, который настолько активизи­рует нервные процессы возбуждения, что по закону по­следовательной индукции в нервных клетках сравнитель­но быстро начинает развиваться процесс торможения, охраняющий нервные клетки мозга от полного физиоло­гического истощения.

Красный цвет увеличивает продуктивность кратко­временного труда. Когда тебе нужно за короткое время многое успеть сделать, а ты занят интеллектуальным тру­

Дом и работаешь за столом, покрой его красной ска­тертью или бумагой, а в вечернее время включи лампу

С красным абажуром. Однако будь внимателен, так как быстро выполняя определенную работу, ты можешь сде­лать много ошибок. Но если тебе предстоит длительная и напряженная работа, тогда целесообразно покрыть стол скатертью или бумагой салатового цвета, включить

Электролампу с абажуром того же цвета. Знание пере­численных факторов необходимо всякому, кто хочет на­

Учиться продуктивно работать.

Теперь, когда ты уже знаком с характером психофи­зиологического воздействия цветов на человека, ты мо­жешь, представляя определенный цвет или глядя на не­го, произвольно вызывать у себя то или иное состояние:

Например, представляя красный или оранжевый цвет, не­сколько согреться, активизировать свою деятельность,

Зеленый — успокоиться и отдохнуть, голубой или синий цвет — вызвать ощущение прохлады, преодолеть назре­

Вающую эмоциональную вспышку. А еще лучше, если ты будешь представлять не просто те или иные цвета, а кар­тины природы, вызывающие у тебя по ассоциации яркие представления об отдыхе, о тепле, спокойствии или про­хладе. Например, представь себе, что ты на зеленом лугу собираешь васильки, над тобой голубое-голубое небо, впереди окаймленная кустарником и лесом синяя гладь

Реки. Это цветовое представление поможет тебе успо­коиться и отдохнуть. Если же тебе холодно и хочется со­

Греться, представь, что ты лежишь на пляже, под тобой горячий желтый песок, а над головой знойные оранжевые

Лучи огненно-красного солнца — и ты почувствуешь, что тебе стало Теплее. Почаще прибегай к подобным при­емам психологической тренировки, она — важный эле­мент умения управлять собой.

Примечателен такой пример. Ученик испытывал силь­ное волнение перед уроком английского языка. Для того

Чтобы как-то справиться с волнением, которое мешало ему отвечать на вопросы учителя, он перед уроком вызы­вал у себя состояние расслабления мышц, а затем пред­ставлял салатовые стены класса и себя, стоящего у зе­

Леной доски и спокойно отвечающего. И это помогало ему подавить волнение.

Впечатление от цвета меняется в зависимости от его соседства с другими цветами, а также от характера осве­

Щения. Например, при освещении лампами накаливания красные цвета становятся более чистыми, чем при днев­

Ном свете, а оранжевые краснеют, голубые — зеленеют, синий и фиолетовый приобретают пурпурный оттенок и

Темнеют.

В природе нет чистых цветов, нет скучного однообра­зия красок. Есть гамма, в которой преобладают одни цве­та, а другие занимают более скромное место. Цвета при­роды воспринимаются в своем естественном сочетании с другими цветами, с фоном, на котором рассматривается объект.

У каждого цвета есть дополнительный цвет. При их смешении, то есть если взаимодополнительные цвета дей­ствуют одновременно на одни и те же точки сетчатки гла­

За, возникает ощущение серого цвета. Например, Для Синего дополнительным является желтый, для красно­го — голубовато-зеленый, для фиолетового — лимонно­желтый.

Как показали интересные опыты советского психолога

Л. А. Шварц, предварительное ощущение определенного цвета повышает в 2—3 раза чувствительность зрительно­го органа чувств к цвету дополнительному (примерно на 30 минут). Это объясняется тем, что предварительное

Ощущение определенного цвета вызывает возбуждение в тех функциональных зрительных структурах коры мозга,

Где этот цвет отражается, то есть где возникает его об­раз, его ощущение.

В силу закона одновременной индукции нервных про­цессов в соседних функциональных структурах мозга, в которых должен отражаться цвет дополнительный, акти­визируется тормозной процесс, и эти функциональные структуры активно восстанавливают свой энергетический потенциал — отдыхают, повышая чувствительность к со­ответствующему дополнительному цвету. Вот почему, если тебе нужно долго и напряженно всматриваться в предмет определенного цвета для того, чтобы заметить в нем какие-то изменения или детали, посмотри перед этим на что-то, окрашенное в дополнительный цвет или представь себе этот цвет. Данный прием поможет тебе увидеть в цветном предмете то, чего ты можешь не заме­

Тить, не прибегая к нему.

Если ты хочешь лучше рассмотреть зеленый или го­лубовато-зеленый предмет, посмотри раньше на красный, если ты хочешь рассмотреть лучше красный предмет, по­смотри перед этим на зеленый. Помни, что чувствитель­ность к желтому цвету возрастает под влиянием предва­рительного ощущения синего, чувствительность к синему усиливается предыдущим рассматриванием желтого цве­та, ощущение фиолетового цвета становится сильнее под влиянием предварительного наблюдения лимонно-желто­

Го, а лимонно-желтые предметы повышают чувствитель­ность к фиолетовым.

Знание перечисленных механизмов сознательного управления остротой цветного зрения бывает очень не­обходимо не только учащимся, которым, например, приходится рассматривать через микроскоп детали окрашенных в определенные цвета микроорганизмов,

Или учителям, которые часами до боли в глазах исправ­ляют ошибки в диктантах или сочинениях, написанных

Фиолетовыми чернилами. Знание этих механизмов в еще большей степени необходимо для научной организации производства. Вспоминается такой случай.

…Как-то на лестничной площадке университета один из авторов книги встретил бывшего выпускника:

— Где работаешь?

— В лаборатории социологических исследований.

— Чем занимаешься?

— Да вот ломаем голову над таким вопросом. На од­

Ном заводе часть рабочих выполняет напряженную дли

Глаз операцию — паяют микросхемы. В результате зре­ние у рабочих быстро портится.

— Какого цвета микросхемы приходится паять?

— Желтого, золотистого.

— Производство обслуживает конвейерная лента? Какого она цвета?

— Обычного, серого.

-— А пробовали вы пустить конвейерную ленту синего. цвета? Попробуйте: в промежутке между появлением де­

Талей под микроскопом будут отдыхать функциональные структуры мозга, чувствительные к желтому цвету, и ак­тивность их на время повысится. Не придется так на­прягать зрение при пайке деталей…

Очень эффективно цветовое представление в борьбе с бессонницей. Еще в XIV столетии философ и врач Ар­нольд из Виллановы сказал в своем «Кодексе здоровья»: «Источников гладь и трава — глазам утешенье». Мудрый врач хотел этим сказать, что зрительное восприятие голу­бых водоемов и зеленой флоры успокаивает человека. Поэтому, если необходимо успокоиться, если трудно

Уснуть, постарайся представить лес, луг, речку, море, гладь воды.

У одной десятиклассницы в результате сильного пе­реутомления во время сдачи выпускных экзаменов воз­никла бессонница. Она начала заниматься AT, но эффект не наступал. Вечером в постели девушка несколько раз повторяла словесные формулы, но не засыпала (обычно сон наступает после произнесения нескольких формул). Тогда она попробовала представлять цвета, вызываю­щие определенные состояния. Проговорив фразы AT, она

С закрытыми глазами представила зеленый цвет, пред­располагающий к отдыху, голубой, вызывающий состоя­

Ние покоя, и оранжевый, навевающий тепло. При этом в ее сознании, словно во сне, возникала картина солнеч­ного дня, зеленого луга с цветами, голубого неба. Неза­метно для себя она заснула. Сон был спокойный, а утром девушка почувствовала себя отдохнувшей и бодрой.

Итак, ты познакомился с некоторыми правилами сложного умения управлять собой. Если ты серьезно ре­

Шил заняться аутогенной тренировкой, то есть научиться в совершенстве владеть собой, тебе помогут наши реко­мендации.

практические
рекомендации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *