ЕВРОПА И РУСЬ: ВОСХОЖДЕНИЕ В ЗЕНИТ

КЕЛЬТСКАЯ ЕВРОПА

Кельты — один из самых известных и загадочных древних народов. Было время, когда сфера их военной актив­ности охватывала большую часть Европы, но уже к началу новой эры независимость сохранила лишь кро­хотная часть этого народа на самом северо-западе континента. В период максимального могущества кельтов их речь звучала от Испании и Бретани на западе до Малой Азии на востоке, от Британии на севере до Италии на юге. Кельтская культура относится к базовым основаниям ряда культур современной Западной и Центральной Европы. Некоторые из кельтских народов существуют и сего­дня. Своеобразное искусст­во кельтов до сих пор пора­жает и профессиональных искусствоведов, и широкий круг ценителей, а религия, воплотившая тонкое и слож­ное мировосприятие кельтов,

Остаётся загадкой. Уже после того как единая кельтская циви­лизация ушла с исторической сцены,

Её наследие в разных формах не раз переживало возрождение.

Кельтами звали этих людей греки, римляне именовали их галлами (петухами), а как величали они себя сами, да и было ли у них единое имя — неизвестно. У древних грече­ских и латинских (римских) авторов о кельтах, пожалуй, написано больше, чем о других народах Европы, что вполне соответствует значению этих северных соседей в жизни античной цивилизации.

ВЫХОД КЕЛЬТОВ

НА ИСТОРИЧЕСКУЮ АРЕНУ

Первые известия о кельтах в пись­менных источниках встречаются около 500 г. до н. э. Там говорится о том, что кельты имели несколько городов и были воинственными сосе­дями лигуров — племени, жившего около греческой колонии Массалия (ныне французский город Марсель).

В труде «отца истории» Геродота, законченном не позднее 431 или 425 г. до н. э., сообщалось, что кельты населя­ли верховья Дуная (причём, по мнению греков, исток этой реки находится в Пиренейских горах), упомянуто их соседство с кинетами, самым западным народом Европы. Но особое внима­ние кельты привлекли в связи с их экспансией на юг.

Около 400 г. до н. э. кельтские племена вторглись в Северную Италию и заняли её, подчинив жив­ших здесь этрусков, лигурийцев, умбров. Около 396 г. до н. э. кельты — инсубры основали город Медиолан (ныне итальянский Милан). В 387 г.

До н. э. кельты во главе с Бренном раз­громили римское войско при Алии, а затем разграбили и сожгли Рим. Правда, городской кремль (Капитолий) так и не смогли захватить. С этим походом связано происхождение рим­ской поговорки «Гуси Рим спасли». По преданию, кельты ночью двинулись на штурм Капитолия. Римская стража спала. Но захватчиков заметили гуси из храма богини Весты. Они подняли шум и разбудили стражу. Нападение отбили, и Рим был спасён от захвата.

В те годы кельтские набеги дохо­дили до юга Италии, пока им не поло­жил предел Рим, стремившийся к ге­гемонии в Италии и опиравшийся на реформированную армию. Встретив такой отпор, некоторые группы кельтов в 358 г. до н. э. переселились в Иллирию (северо-запад Балканского полуостро­ва), где их движение натолкнулось на встречный натиск македонцев. И уже в 335 г. до н. э. кельтские послы всту­пили в переговоры с Александром Македонским. Вероятно, заключённый договор о разделе сфер влияния позво­лил македонцам и грекам отправиться в 334 г. до н. э. на завоевание Персии, не опасаясь за свой тыл, а кельтам дал возможность утвердиться на Среднем Дунае.

С 299 г. до н. э. возобновилась. военная активность кельтов в Ита­лии, им удалось разбить римлян у Клузия, присоединить ряд племён, недовольных Римом. Однако уже через четыре года, в 295 г. до н. э., взяли реванш римля­не, объединившие и подчинившие значительную часть Италии. В 283 г. до н. э. они оккупировали земли кельтов-сенонов, отрезав прочим их соплеменникам выход к Адриатическому морю. В 280 г. до н. э.

Римляне нанес­ли североита­льянским кель­там с союзниками сокрушительное пораже ние на Вадимонском озере.

Тогда же усилилась военная экспан­сия кельтов на юго-востоке Европы. Возможно, именно отток сил в этом направлении ослабил натиск кельтов в Италии. К 298 г. до н. э. относятся сведения об их проникновении на территорию современной Болгарии, правда неудачном. В 281 г. до н. э. многочисленные кельтские отряды наводнили ряд областей Балканского полуострова, а 20-тысячное войско кельтов-галатов нанял Никомед I, царь Вифинии (на территории со­временной Турции), для войны в Ма­лой Азии. Огромная армия кельтов под предводительством Бренна в 279 г. до н. э. двинулась в Грецию, разгра­бив кроме прочего особо почитае­мое греками святилище в Дельфах. И хотя варваров удалось вытеснить из Греции и Македонии, они оста­лись господствующей силой в более северных областях Балкан, основав там несколько царств. В 278 г. до н. э. Никомед I вновь пригласил галатов в Малую Азию, где они укрепились, учредив в 270 г. до н. э. в районе со­временной Анкары федерацию под управлением 12 вождей. Федерация просуществовала недолго: после пора­жений 240—230 гг. до н. э. она утра­тила самостоятельность. Эти же или какие-то другие галаты во второй половине III или в начале II в. до н. э. фигурируют среди племён, угро­жавших Ольвии на северном берегу Чёрного моря.

В 232 г. до н. э. опять вспыхнул конфликт между Римом и кельтами в Италии, а в 225 г. до н. э. местные галлы и призванные ими из-за Альп сородичи были жестоко разбиты. На месте битвы римляне постро­или мемориальный храм, где и много лет спустя благодарили богов за победу. Это поражение стало началом заката воен­ного могущества кельтов. Карфагенский полко­водец Ганнибал, дви­гавшийся в 218 г. до н. э. из Африки через Испанию, юг Франции и Альпы на Рим,

Тами в Италии, но последние, ослаб­ленные предшествующими пораже­ниями, не смогли помочь ему в той

Мере, как тот рассчитывал. В 212 г. до н. э. восстания местного населения положили конец кельтскому господ­ству и на Балканах.

Закончив войны с Карфагеном,

Рим возобновил наступление на кельтов. В 196 г. до н. э. разгромили инсубров, в 192 г. до н. э. — бойев, а их центр Бононию (современная Болонья) разрушили. Остатки бойев ушли на север и обосновались на тер­ритории нынешней Чехии (от них произошло название одной из облас­тей Чехии — Богемии). К 190 г. до н. э. все земли к югу от Альп захватили римляне, позднее (82 г. до н. э.) учре­див здесь провинцию Цизальпинская Галлия. В 181 г. до н. э. недалеко от современной Венеции римские коло­нисты основали Аквилею, ставшую опорным пунктом для расширения римского влияния в Подунавье. В ходе ещё одной войны к 146 г. до н. э. рим­ляне отняли у карфагенян владения в Иберии (нынешняя Испания), а к 133 г. до н. э. окончательно подчи­нили жившие там кельто-иберийские племена, взяв их последний оплот — Нумацию. В 121 г. до н. э. под пред­логом защиты Массалии от набегов соседей Рим оккупировал юг совре­менной Франции, покорив мест­ных кельтов и лигуров, а в 118г. до н. э. там была создана провин­ция Нарбонская Галлия.

В конце II в. до н. э. римские историки писали о натиске на кельтов со стороны их северо­восточных соседей — германцев. Незадолго перед 113г. до н. э. бойи отразили нападение германского племени кимвров. Но те продвину­лись на юг, объединились с тевтона­ми (которые, вероятно, были кель­тами), разгромили ряд кельтских племён и римских армий, однако в 101 г. до н. э. кимвров практичес­ки полностью уничтожил римский полководец Марий. Позднее другие германские племена всё же вытесни­ли бойев из Чехии в придунайские

Области.

К 85 г. до н. э. римляне сломи­ли сопротивление живших в устье Савы скордисков, последний оплот кельтов на севере Балкан. Около 60 г. до н. э. даками под предводительством Буребисты были почти уничтоже­ны тевриски и бойи, что, вероятно, является частью событий, связанных с экспансией фракийских племён,

Кельтский

Сакральный каменный круг. Долина озёр. Уэльс.

I тысячелетие до н. э.

Сокрушившей кельтское господство на территории к востоку и северу от Среднего Дуная.

Незадолго до 59 г. до н. э., воспользовавшись междоусо­бицами в Галлии, свевы и не­которые другие германские племена во главе с Ариовистом захватили часть территории секванов, одного из сильнейших кельтских племён. Это послужило поводом для вмешательства римлян. В 58 г. до н. э. Юлий Цезарь, тогда проконсул Иллирии, Цизальпинской и Нарбонской Галлии, разгромил объединение Ариовиста, а вско­ре в основном взял под контроль и остальную, «косматую», Галлию. В ответ восстали кельты (54 г. до н. э.), но в 52 г. до н. э. пала Алезия, база самого активного вождя вос­ставших — Верцингеторикса, а к 51 г. до н. э. Цезарь подавил сопро­тивление кельтов окончательно.

В ходе ряда кампаний с 35 по 9 г. до н. э. римляне утвердились в пра­вобережье Среднего Дуная, покорив кельтские и другие местные племена. Позднее здесь возникла провинция Паннония. В 25 г. до н. э. Галатия в Ма­лой Азии подчинялась Риму, утратив остатки самостоятельности, но потом­ки кельтов продолжали жить на этих землях, сохраняя свой язык на протя­жении ещё нескольких столетий. В 16 г. до н. э. частью Римского государства стало «царство Норик», объединяв­шее кельтские владения в Верхнем

Подунавье, в 16 г. н. э. здесь образо­вались римские провинции Норик

И Рэция.

Следуя за волнами кельтских пере­селенцев, римляне пришли и в Бри­танию. Юлий Цезарь побывал там в 55 и 54 гг. до н. э. К 43 г. н. э., при императоре Калигуле, римляне, пода­вив упорное сопротивление кельтов, захватили Южную Британию, а к 80 г., в правление Агриколы, оформилась граница римских владений на этих островах.

Таким образом, в I в. кельты оста­вались свободными лишь на терри­тории Ирландии.

ВТОРОЕ

«ОТКРЫТИЕ» КЕЛЬТОВ

Все приведённые выше сведения почерпнуты у греческих и римских авторов, южных соседей кельтов. Понятно, что события кельтской истории они освещали исходя из проблем собственных государств. Представить историю кельтов не столь однобоко, а значительно глубже, шире увидеть их культуру и общество можно, опираясь на дан­ные археологии.

Хотя у кельтов всегда было много племён, их единство существовало несомненно. Оно, в частности, отра­жено в памятниках материальной культуры. Практически везде, где, по данным письменных источников, жили кельты, известны относящие­ся к этому времени схожие и свое­образные поселения, могильники, вещи, что выделено специалистами в археологическую культуру латен (La Тёпе), или латенскую. Название она получила от небольшого местеч­ка на берегу Невшательского озера в Швейцарии. В жаркое лето 1854 г. озеро сильно обмелело, и на местном пляже полковник Шваб собрал целую коллекцию оружия, застёжек-фибул, иных вещей, ставших эталоном при сопоставлении с другими находками и выделении ряда взаимосвязанных памятников в особую археологиче­скую культуру.

Изучая находки из древних мо­гил, специалисты выявили устойчи­вые сочетания схожих предметов, это позволило разбить латенскую культуру на несколько периодов и «горизонтов». Благодаря находкам из Средиземноморья, дата которых установлена, и сопоставлениям с дан­ными древних авторов о кельтских миграциях удалось определить хро­нологические рамки этих периодов.

Одним из основных предметов — «индикаторов» латенской культуры являются металлические пружин­

Ные застёжки одежды — фибулы, мода на которые менялась доволь­но быстро. Не менее важную роль в датировках кельтских древностей играет и изменение форм, стилисти­ки украшений других типов, а также оружия.

Наиболее древние памятники латенской культуры концентри­руются на востоке Центральной Франции, юге Германии, в Северной Швейцарии и Восточной Австрии

(верховья Сены, Роны, Рейна и Дуная с притоками). Именно здесь в кон­це VI — первых десятилетиях V в. до н. э. происходило её формиро­вание на основе местных вариантов более ранней гальштатской культуры, а в течение V в. до н. э. — распростра­нение на большей части нынешних Франции и Швейцарии, части Чехии. Расширилась зона новой культуры в Германии и Верхнем Подунавье.

Этот период назвали латен А или периодом доисторической экспан­сии кельтов.

Для него характерно то, что на фоне рядовых памятников выделяют­ся богатством, большим количесгвом золотых, а также привозных вещей погребения аристократии. Их нахо­дят под огромными курганами в об­ширных камерах. Известны и укреп­лённые усадьбы предводителей кельтов. Очевидно, с деятельностью этого общественного слоя связано формирование ряда особенностей культуры кельтов и начало их экс­пансии. Новые черты культуры ярче всего проявляются в особом худо­жественном стиле со своеобразными

Сложные узоры

Скандинавской

Резьбы по металлу, изображающие сову и драконов.

Антропо — и зооморфными мотивами. В тот период экспансия кельтов про­исходила среди родственных племён, тоже потомков носителей гальштат — ской культуры. Экспансия вызвала передвижение и отчасти смену насе­ления, формирование новых поли­тических и культурных центров.

Следующий период, латен В, или собственно раннелатен — ский, именуют ещё пери­одом исторической экс­пансии кельтов (первые десятилетия IV в. до н. э. — около 280—260 гг. до н. э.).

В искусстве господствовал роскошный стиль, назван­ный по великолепной яркой находке «вальдаль — схайм». Ему свойственно сложное переплете­ние орнаментальных деталей. Особое внима­ние уделялось оружию. Изготовлялись длинные мечи, часто богато декори­рованные (начало «стиля красивых мечей»); боль­шие, почти овальной формы деревянные щиты с продольным ребром и вытянутым железным умбоном, металлическим

Украшением в центре. К тому же времени относится и ряд искусно украшенныхшлемов.

Кроме описанного историка­ми завоевания кельтами Северной Италии шло освоение ими Среднего Подунавья. Кельты появились на востоке Карпатской котловины (со­временные Словакия, украинское Закарпатье, северо-запад Румынии) и к северу от Карпат — в Силезии, на юго-западе нынешней Польши. Пришельцы либо силой сгоняли местное население с обжитых мест,

Либо мирно соседствовали с ним. В результате возникло множество своеобразных культур как с мест­ными, так и с латенскими чертами. Обитали кельты в Испании, где сфор­мировалась кельто-иберийская культу­ра. Латенские памятники обнаружены и на Британских островах.

Серьёзные изменения происхо­дили в общественном строе, о чём свидетельствуют исчезновение не­больших курганных кладбищ ари­стократии и появление обширных грунтовых могильников, облик кото­рых определяют погребения мужчин — воинов и женщин среднего достатка. Очевидно, вместо дружин аристо­кратов ведущее место в воен­но-политической деятель­ности заняли ополчения широких слоев населе­ния.

Следующий пери­од, латен С1, или пери­од среднеевропейской консолидации кельтов, продолжался до первых десятилетий II в. до н. э. Он характеризуется видо­изменением старых и воз­никновением новых форм вещей — от фибул и воин­ских поясов до всех видов

Оружия.

В это время кельты утрачивали свои пози­ции в Италии, но актив­но обживали Балканский полуостров. Там они не стали преобладающим населением и, хотя ока­зали заметное влияние на

Историю и культуру многих племён, в конце концов были вынуждены уйти или растворить-

Ся в местных народах. За"-‘ заметно возросло число кельтских памятников в Центральной Европе.

Кельтское ремес­ло и прочие отрасли хозяйства достигли высших ступеней раз­вития. Мощное влияние кельтов на часть насе­ления Северной и Вос­точной Европы вызвало там серию миграций и других процессов, что и привело к формиро­ванию ряда латенизи- рованных культур.

К периоду латен С2, или концу среднелатен — ского периода (пер­вые — последние деся­тилетия II в. до н. э.), относится начало пери­ода опидумов (огром­ных городищ кельтов). Действительно, характерные для предшествующего времени обширные кладбища, по крайней мере в Центральной Европе, исчезают, известны лишь рвы квад­ратной формы, заполненные остан­ками сожжённых тел. Зато строится множество больших укреплённых поселений. Всё это наряду с об­щественными изменениями явно свидетельствует о серьёзной внешней

Угрозе.

В период латен D, или позднелатен — ский, кельты пережили страшные потрясения. Около середины I в. до н. э. с востока началось нашест­вие гетов и даков, которые разбили ряд кельтских племён.

На севере Гето-дакийской державы царя Буребисты (её центр находился на территории нынешней Румынии) стали появляться поселения, облик которых определяло соединение гето-дакийской и кельтской куль­тур. Очевидно, на Среднем Дунае пришельцы даки уничтожили или изгнали лишь некоторые из кельтских племён, а остальные, как и прочее местное население, влились в новое объединение. Хотя после смерти Буребисты в 44 г. до н. э. Гето-дакий- ская держава распалась, кельты на 1х землях уже никогда е выступали в качестве самостоятельной силы. В конце I в. н. э. насту­пил период упадка кельт­ской культуры. В Европе начала распространять­ся культура римлян. Погибло большинство кельтских опидумов, остатки собственно латенской культу­ры постепенно были вытеснены формами, характерными для куль­туры римских провин­ций. Кельтские тради­ции стали частью последней, а самосто­ятельно продолжа­ли развиваться лишь на Британских ост­ровах.

СУДЬБЫ КЕЛЬТСКОЙ

КУЛЬТУРЫ

Дальнейшую) историю кельтов, прежде всего в Ирландии, донесли до нас письменные кельтские источники. После крещения ирландских кельтов около середины V в., в чём важную роль сыграл святой Патрик (он и сейчас считается небесным покровителем Ирландии), вместе с новой верой у них стала рас­пространяться письменность.

В многочисленных монастырях ирландцы записывали и системати­зировали памятники культуры своих предков — старинные эпические пре­дания и своды традиционных кель­тских законов. Так возникала древ­нейшая (если не считать греческую и римскую) письменная литература Европы.

Рукописи в монастырях богато украшались, причём использовались различные орнаментальные мотивы, восходящие к старинным кельт­ским традициям. То же касалось и украшений, создаваемых мас­терами с Британских островов в VII—IX вв. Стиль, отличающий

Эти высокохудожественные изделия, называют новокельтским. Его влия­ние сказывалось далеко за пределами Британии, не без посредства ирланд­ских монахов. С VI в. они проникали во многие области континентальной Европы, проповедовали христианскую веру и несли с собой элементы куль­туры, сохранившие древние кельтские традиции или их отголоски.

Новая волна кельтских влияний в Европе приходится на XI в.: евро­пейская средневековая литература

Через творчество поэтов-бардов вос­приняла многие образы кельтских легенд.

«ГАЛЛЬСКИЙ ПЕТУХ»

Характеристики, данные кельтам античными писателями, несколько схематичны, но несомненно отра­жают действительные особенности кельтского характера. Часто отме­чаются воинственность и отвага кельтов. Многие из них были весь­ма любознательны, легки на подъ­ём, склонны к авантюрам. Нередки примеры кельтской словоохотливо­сти, склонности к преувеличениям,

Любви к играм, пирам.

Кельтов часто описывали как людей высокого роста, с голубыми глазами, светлой кожей и русыми волосами. Но антропологи, изучавшие скелеты из

Латенских могильников, утверждают, что облик древних кельтов был значи­тельно разнообразнее. Одни кельты носили бороды и длинные волосы,

Другие брились, оставляя свисающие или лихо закрученные усы, третьи красились либо использовали спе­циальные растворы для закрепления причёсок.

Большое значение в кельтской куль­туре придавалось гривнам (кельт. «торквес») — специальным металли­ческим обручам, которые носили на шее. Роскошно украшенные золотые

Гривны указывали на высокий обще­ственный статус владельца. Ближе к концу латенской культуры гривны в могилах уже не встречаются, но известны в кладах, сохраняются их изображения на монетах, металличе­ских или каменных фигурах богов и героев. По-видимому, эти вещи игра­

Ли особую роль в религиозных обря­дах и верованиях кельтов.

Как и у некоторых других наро­дов древности, важное место в жиз­ни кельтов занимали пиры. При­глашённых рассаживали и подавали им угощение в строгом соответст­вии с общественным положением каждого. Барды восхваляли хозя­ев и высокопоставленных гостей. Иногда на пиру устраивали состяза­ния. Победитель получал лакомую порцию мяса — окорок. Остатки этой части туши свиньи или кабана находят в могилах воинов, а иногда и женщин-аристократок. Вообще, кельтская кухня была преимущест­венно мясной, а обилие пищи цени­лось больше, чем её изысканность. Во время еды пользовались неболь­шим железным ножом, его подве­шивали к поясу и всегда носили с собой.

ВОЕННОЕ ДЕЛО

На протяжении долгого времени война была важной частью жизни кельтского общества. В военные походы отправ­лялись отряды воинов от нескольких племён, но к лучшим землям могло двинуться и племя целиком, предав огню свои старые поселения и запасы. Начало одного из походов описано в «Истории» Тита Ливия, по-видимому, на основании древних кельтских пре­даний. Амбигат, царь могущественней­шего кельтского племени битуригов, обеспокоенный ростом населения в Галлии, послал, следуя предсказани­ям гадальщиков, двух сыновей своей сестры для завоевания новых земель. Беловез во главе отрядов из многих кельтских племён двинулся в Италию, а Сеговез — на восток, в Подунавье. О переселениях и военных столкно­вениях сообщает и значительно более

Поздний кельтский эпос, записанный в Ирландии.

Основу войска кельтов составля­ла пехота, но были у них и боевые колесницы, и конница. В военных действиях могли принимать учас­тие женщины. Кельты славились среди современников мужеством, бесстрашием, отвагой, граничащей с бравадой. Военная доблесть высо­ко ценилась, в некоторых случаях невыполнение воинского долга кельт мог искупить только самоубийством. Презрение к смерти поддержива­ла и уверенность в существовании загробной жизни, более весёлой, чем земная.

Важным методом достижения победы в бою считался натиск. Использовались специальные средст­ва устрашения и морального подав­ления врага: необычные внешний

Вид и поведение, крики, дру­гие звуки. В битве при Алии римляне обра­тились в паническое бегство, лишь только появилось кельтское

Воинство, но поз­днее римская дис­циплина и органи­зованность, которых так не хватало бравым галлам, стали одной из причин превосходства римской армии.

Основным оружием кельтов являлся длинный меч, нередко бога­то украшенный. «Стиль красивых мечей» — своего рода знак эпохи активных походов кельтов. Не менее распространены были копья, часто длиной более 2 м, и крупные вытя­нутые деревянные щиты высо­той до 1,7 м. Из метательного ору­жия использовались дротики, луки со стрелами, пращи. Шлемы или доспехи, роскошно декорирован­ные, появились у богатых и знат­ных кельтов под влиянием культур Средиземноморья, но так и не стали массовым видом вооружения.

Случалось, что кельты искали счас­тья, нанимаясь в войска других стран. Например, в III и II вв. до н. э. кельт­ские отряды часто воевали в армиях ряда государств Средиземноморья. Из письменных источников извест­но о службе кельтских наёмников и даже об их поселениях в Егип­те при Птолемеях. Там найдено кельтское оружие. На нескольких каменных надгробиях и небольших глиняных фигурках, обнаруженных в городах Северного Причерноморья, изображены воины с типичными кельтскими щитами. Кельтские щит и меч с характерной Х-образной руч­кой выбиты на монетах из Боспора. Предполагают, что эти монеты, выпу­щенные между 240 и 220 гг. до н. э., предназначались для платы кельтским наёмникам. Кельтские щиты стоят на палубе египетского корабля «Изида», запёчатлённого на стене храма в бос — порском городе Нимфее.

ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И КУПЦЫ

Основу жизни кельтского общества во все времена составлял мирный созидательный труд. Кельтское сель­ское хозяйство было высокораз­витым. Выращивались различные зерновые и овощные культуры, лён, конопля. Кроме свиней кельты разво­дили крупный рогатый скот, овец (их шерсть ценилась даже в Риме), тягло­вых и верховых лошадей, домашнюю птицу. Рацион дополняли продукты охоты и рыболовства. С сельским хозяйством напрямую связано про­изводство различных высококачест­венных изделий из кожи и тканей, получивших широкую известность в Европе. Древние авторы отмеча­ют мастерство кельтских деревооб­работчиков. Жерновые мельницы, изобретённые кельтами, исполь­зовались в Европе в течение всего Средневековья.

Металлургия и кузнечные ремёсла полностью обеспечивали самые раз­нообразные потребности общества

В добротных орудиях труда и ору­жии. Кельтам был известен практи­чески весь набор инструментов и технологий, существовав­ших в Европе до Нового времени. Кельтские юве­лиры достигли виртуоз­ной техники. Изделия

Из цветных металлов украшались вставками, сначала из привозных кораллов, а позже — из разноцветной эмали.

Производство стеклянных бус и браслетов, в частности заложив основы знаменитых впо­следствии рейнских школ стеклоде­лия. Кельтское гончарное мастерство довольно рано стало специализи­рованным, а его влияние на произ­водство изделий из глины в разных районах Европы сказывалось и после заката кельтской эпохи.

Расцвет ремёсел в латенской куль­туре наступил во II в. до н. э. Стали появляться специализированные ремесленные центры, способные обеспечить массовое производство товаров или полуфабрикатов для собственного потребления и для вывоза в другие страны. Некоторые современные историки даже пишут о кельтской «промышленной рево­люции» и «торговой экспансии».

Примечательный феномен кельт­ской цивилизации — опидумы. Иногда так называют любые оставленные кельтами укрепления. Конечно, кельты, как и многие народы задолго до них, строили городища-убежища, причём иногда довольно впечатляющих разме­ров, укреплённые поселения. В зонах концентрации ранних кельтских бога­тых курганных могильников часто встречаются и остатки защищенных усадеб аристократии. В отличие от них опидум — это не только оборо­нительное сооружение, но и сложно устроенный политический, эконо­мический, общественный, культур­ный центр. Появление опидумов обу­словлено высоким уровнем развития кельтской экономики, переменами в общественной жизни. Иногда опиду — мы имели огромные размеры, сопос­тавимые, например, с самыми боль­шими городами западноевропейского Средневековья. Внутри опиду — мов могли располагаться обо­ронительные сооружения, жилые зоны, разнообраз­ные ремесленные мас­терские (в ряде случаев известны и «монетные дворы»), базары, скла­ды товаров, незастроен­ные участки, даже клад­бища.

Строили опидумы, как

Правило, на господству­ющих возвышенностях, максимально используя для обо­роны особенности местнос­ти. Часть кельтских опидумов имела традиционные земля­ные валы, усиленные деревом (обычно врытым в землю час­токолом) и камнями. Наряду с ними известен и специфи­чески кельтский тип оборони­тельных сооружений — галльская стена (mums gallicus). Её основой служили клети из деревянных балок, скреплённых железными гвоздями. Внутреннее пространство клетей заби­валось камнями, ими же облицовы­валась и внешняя сторона клети, так что из стены выступали лишь торцы

Брёвен, составлявших поперечные ряды в конструкции кле­тей. С внутренней стороны к стене примыкала поло­гая насыпь, позволя­ющая защитникам быстро подниматься

Клады.

Если не учитывать средиземно­морские цивилизации, то древней­шие монеты в Европе появились тоже у кельтов. На предпочтение такой формы денег повлияли знаком­ство многих кельтов с экономикой южных соседей в ходе войн, торговые контакты, практика наёмничества. Использование монет как средства платежа связано с началом массово­го производства и активизацией торговых операций. В дальнейшем широкому распространению монет­ной чеканки способствовали и по­литические амбиции кельтских правите­лей. Самые ранние монеты — подра­жание македон­ским образцам, с которыми кель­ты столкнулись

На Балканах в IV в. до н. э. Позднее изобра­жения на монетах упрощаются, появ­ляются собственно кельтские образы (дракон, кабан, мотивы отрубленной головы, гривна и т. д.), имена и порт­реты правителей племён или богов. Ближе к финалу латенской культуры чеканятся и мисковидные монеты — «радужные чашечки» и «раковины». Кельтские монеты различны по фор­ме, массе, составу металла, что отра­жает пестроту и независимость вы­

Пускавших их центров.

При всём величии городов-опи — думов основная часть кельтов жила в небольших поселениях. Чаще всего дома были средних размеров, иногда их частично углубляли в зем­лю. В болотистых местностях соору­жались рукотворные «острова», на которых возводили постройки. Стены были сделаны из дерева, двус­катную крышу покрывали соломой. Мебели почти не знали, у одной из стен могли устроить земляную лавку. Со временем, под влиянием внешних воздействий, возникали различные модификации кельт­ских жилищ. Дом, хозяйственные постройки, погреба составляли огороженную усадьбу, а несколько таких дворов — типичную деревню, лежавшую среди полей (их так же могли окружать рвами, насыпями или заборами) и угодий, принадле­жавших её обитателям.

ДУХОВНЫЙ МИР

Наши знания о духовной куль­туре кельтов очень отрывочны. Собственной письменности у кель­тов не было и в эпоху расцвета их цивилизации, хотя для некоторых надписей использовались греческие и латинские буквы. Это, возможно,

Связано со стремлением кельтско­го жречества оградить традицию, «сокровенные знания» от неконтро­

Лируемого распространения.

Кельтские жрецы, друиды, состав­ляли сплочённую и весьма влия­тельную корпорацию. Основой их могущества были накопленные поко­лениями знания. Не меньшее значе­ние имели и связи между друидами, даже жившими на значительном удалении друг от друга. Наши пред­ставления о календаре, магических обрядах, гаданиях, предсказаниях и прочих сторонах их деятельности туманны. Известно, что у друидов существовали специальные школы, где в течение долгих лет готовилась их смена, там же получали образова­ние представители кельтской аристо­кратической молодёжи. Особенно скрытными друиды стали после захвата большей части территории кельтов римлянами. Завоеватели не без основания считали, что поко­рение кельтов невозможно без ней­трализации влияния друидов, и пре­следовали жрецов.

Нам известно лишь несколь­ко имён, изображений и смутных характеристик кельтских богов. Некоторые из них имели отноше­ние только к определённому пле­мени или местности, других знали во всей Кельтике и даже за её преде­лами. Таковы Эпона, культ которой связан с лошадьми, Цернунн с олень­ими рогами, громовержец Таранис

И др. Некоторые кельт­ские боги могли вопло­щаться в животных,

В этой связи кельтами почитались олень, бык, кабан, лошадь, петух,

Ворон и прочие пред­ставители животно­го мира. Встречаются

БЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МИрОВОМ ДРЕВЕ, СОЕДИНЯЮЩЕМ ПОДЗЕМ­НЫЙ, ЗЕМНОЙ и неБесный миры,

О ЗАГроБнОМ МИрЕ И ПЕРЕСЕЛЕ­НИИ душ. Из ДЕРЕВЬЕВ у КЕЛЬТОВ наибольшим почтением пользо­вались ДуБ, Бук, ОМЕЛА.

Нередки изоБражЕНия трЁх Боже­ственных ПЕРСОНАЖЕЙ, МНОГОЛИ­ких БОжЕстВ, БОгОВ, сиДяЩих с ПО­ДОгнутыМи нОгАМи (ПО-турЕцки иЛи В ПОзЕ ЛОтОсА). КЕЛьты чтиЛи БОгОВ и эПичЕских гЕрОЕВ, ПрАрОДитЕЛЕЙ и ПОкрОВитЕЛЕЙ ОПрЕДЕЛЁннОгО ПЛЕ­МЕни, ПОЛьзОВАЛись рАзнООБрАзныМи АМуЛЕтАМи и ОБЕрЕгАМи. КЕЛьтскиЕ ритуАЛьныЕ ДЕЙстВия рЕДкО ОБхОДи­Лись БЕз Огня.

Рыцари Круглого стола и святой Грааль. Иллюстрация к средневековому манускрипту.

Около 1400 г.

Ряд кельтских ритуалов и поверий связаны с головой. Отрезанные голо­вы врагов воины привозили в качестве трофеев, их хранили как знаки доб­лести, делали из них кубки, посвяща­ли богам. На латенских могильниках находили захоронения без голов. Кельтскими считают также традиции отдельного погребения голов, извест­ные и у некоторых соседей кельтов.

Обряды совершались в священных рощах, были и священные горы. Из описаний древних авторов и бла­годаря археологическим находкам известны места кельтских жертво­приношений богам. Есть данные, что кроме вещей или животных в жертву могли приносить людей. В некоторых местностях специально оборудовались святилища, окружённые земляными валами. С кельтской традицией свя­зывают строительство в Центральной

Европе культовых колодцев, иногда чрезвычайно глубоких. Храмы у кель­тов появились сравнительно поздно под влиянием южных соседей, прежде всего римлян.

В кельтском календаре счёт вёлся по ночам и лунным циклам, многие праздники имели отношение к кругу сельскохозяйственных работ.

Кельтский эпос в более или менее целостном виде можно представить лишь на основе ирландских саг, запи­санных и при этом заново система­тизированных в VII—VIII вв.

Кельтские языки делятся на несколь­ко ветвей. Одна из них — гэльско-гой — дельская. Гэльские диалекты составля­ют основу современных ирландского и шотландского языков, причём в фор­мировании этих народов кроме древ­него местного населения участвовало несколько волн кельтских пересе­

Ленцев. К древнейшим гойдельским диалектам относят и язык тех кель­тов, которые проникли в Испанию. Галльской ветви принадлежал язык значительной части кельтов, живших на территории Франции и Централь­ной Европы. Причём даже на терри­тории нынешней Франции кельты

В I в. до н. э. делились как минимум на три массива, отличающиеся «нравами и языком»: белги, жившие к северо­востоку от Сены, аквитаны юго-запада Франции и располагавшиеся посе­редине собственно галлы. Отличия имелись и у десятков более мелких кельтских племён. Сейчас на галльских диалектах говорят жители Уэльса на западе Англии и Бретани на северо­западе Франции.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *