ЭЛЛИНИЗМ

В 30-х гг. XIX в. немецкий учёный Иоганн Дройзен ввёл в историче­скую науку термин «эллинизм». С тех пор не утихают споры о со­держании и значении этого понятия. Несомненно одно — он связывает эллинизм и завоевательные походы

Александра Македонского, создание великим полководцем огромной державы, включавшей страны и на­роды античного Запада и азиатско­го Востока. Период эллинизма охва­тывает более 300 лет (с последней трети IV до I в. до н. э.) — период, наполненный бурными военными и политическими событиями, дина­мичными переменами в социальной структуре, экономике и культуре огромного региона — от Индии до

Египта, от Средней Азии до Балкан. Наследие эллинизма — важнейшая часть мировой культуры, оно было востребовано уже в следующую, рим­скую эпоху и остаётся актуальным и в наше время.

ЭЛЛИНЫ И ВАРВАРЫ

«Эллинизм» неразрывно связан с понятиями «эллин» и «варвар». Несмотря на разобщённость и враж­ду полисов, идеи панэллинизма (объединения всех жителей Эллады, Древней Греции) были популярны среди греков. Особую остроту они приобрели в эпоху Греко-персид­ских войн 500—478 гг. до н. э., когда

Коалиции греческих городов Малой Азии и Балканского полуострова противостояла могущественная ахе- менидская Персия.

Во второй половине IV в. до н. э. проповедниками панэллинизма высту­пали два современника Александра Македонского — афинские ораторы Исократ и Демосфен. Но если пер­вый призывал к объединению греков вокруг Македонии для противодейст­вия Персии, то второй настаивал на том, что общий враг эллинов — Македония, и в прославленных филип — пиках (речах против царя Филиппа II Македонского, отца будущего осно­вателя огромной империи) призывал полисы к объединению ради спасения «общего дела греков».

В ещё большей степени, чем в по­литике, эллинское единство ощу­щалось греками в бытовой и куль­турной сферах. Великая греческая колонизация VIII—VI вв. до н. э. столкнула греков с новыми стра­нами и народами. Современник этих процессов «отец истории» Геродот (между 490 и 480 — около 425 до н. э.) открыл для греческого читателя загадочные миры «не-элли — нов», «варваров», как называли эти народы греки. В «Истории» Геродота наряду с описанием Греко-персид­ских войн, чему и посвящен его труд, содержатся географические, истори­ческие и этнографические экскурсы об отдельных странах, против кото­рых воевали персы. Этих экскурсов пять: мидийский, египетский, скиф­ский, ливийский и фракийский. Спокойное, а иногда и доброжела­тельное отношение Геродота к иным народам позднее дало повод друго­му греческому историку, Плутарху

(около 45 — около 127 н. э.), обви­нить предшественника в любви к варварам.

Конечно, Геродоту были чужды подобные эмоции. Но он понимал, что тесные контакты с варварами — неизбежный итог греческой коло­низации берегов Средиземноморья. Геродот уделял особое внимание вли­янию греческой культуры на другие народы, и прежде всего на скифов. Археологические находки полно-

Стью подтверждают мнение Геродота. Произведения искусства, обнару­женные в скифских могильниках (с V в. до н. э.), несут на себе отпечаток греческо­го влияния, а иногда даже выполнены гре­ческими мастерами.

Греческое обще­ство никогда не забыва­ло о коренных различиях между варварами и элли­нами. Всё, начиная с образа жизни (кочевники) и языка (иранский) и вплоть до обы­чая пить неразбавленное вино («по-скифски»), было чуждо грекам. Однако уже в эпоху Геродота греки сумели увидеть в варварах таких же людей, как и они сами. В этом смысле Великая греческая колонизация стала своеобразным прологом к эл­линизму.

В ещё большей степени, чем гре­ческий мир, был готов к эллиниз­му Восток. По сравнению с моло­дой и монолитной Грецией Египет, Междуречье, Иран и государства Средней Азии отличались пестро­той этнического состава, древностью и глубиной религиозного и куль­турного взаимовлияния и синтеза. Особенно это заметно на примере Персии, ставшей впоследствии колы­белью эллинизма.

Персы отличались терпимостью по отношению к религиозным и культурным традициям своих под­данных. В городах сосуществовали целые кварталы, населённые ино­земцами. Чужестранцы даже зани­мали высшие посты в государстве. Широкий обмен знаниями шёл в нау­ке: математике, астрономии, гео­графии, истории. Взаимно влияли религиозные системы и мифологии Египта, Палестины, Междуречья, уче­ние иранских магов и зороастризм. Через Геродота и его последовате­лей научные знания и философия Ахеменидскои эпохи сгали известны грекам и оказали на них определён­ное воздействие.

ЗАВОЕВАНИЯ

АЛЕКСАНДРА

МАКЕДОНСКОГО

Прологом к началу нового этапа в ис­тории античности стало возвышение Македонии. Эта северная балканская область длительное время отставала в развитии от Древней Греции. Греки считали македонян полуварварами, ещё не доросшими до настоящей культуры, однако уже приближаю­щимися к ней. Особенно усилились культурные и политические контак­ты между Македонией и греческими полисами в правление македонско­го царя Александра I (498—454 гг. до н. э.), который даже носил харак­терное прозвание Филэллин («люби­тель эллинов»). При его потомках Македония пережила мощный подъ­ём. Удалось достичь централизации государства, были проведены воен­ная и денежная реформы. Македония превратилась в одно из самых силь­ных государств на Балканах.

Царю Филиппу II (359—336 гг. до н. э.) удалось подчинить фракий­ские племена, а затем Фессалию. Следующими на его пути были Афины и другие греческие поли-

ВОСТОЧНЫЙ ПОХОД АЛЕКСАНДРА МАКЕДОНСКОГО
И ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЕ ГОСУДАРСТВА IV-II ВВ. АО Н. Э.

»ПЕРСАМ Анкйра V • Сарды,»*

/Милет / , ΛI

‘*M. ip,1k

Галикарнас

Окснана

БАКТРЫ

ЛСКСЦЦдр!

Тавгамелы

Александрии AHItIO‘ "Np Библ /-~≥5

Taκpj⅝>

Буцефалы**

RHMCAχ . Ни.

W^ β ‰ Л UKCUHdpUU

Цксиндрии • ~

Лриина ГРЕКО-БАКТРИИСКОЕ‰

И V ЦАРСТВО Il Л л™ .Александрия1// ♦ 4 ħιRn.’Ua Y Й

Экбатаны,

Г Александрии !ерусалим

> Мемфис

X л— — -»<

<SR. 332

► Пагаргады

Д EBK И Д О В LepeenoʌB S π

OnTtOfta Александра Cotduana — АлександриЛ ‘—"∙ ×

Oe∏5Fse~τ

Александра

Ahhiuoxi

• Гармосия

ПЕЛЛА

О. Крит

О Кипр

Государства, на которые распалась держава Александра Македонского

× : Важнейшие сражения и их даты

Македония Антигонидов Государство Птолемеев Государство Селевкидов Небольшие эллинистические госу­дарства Греции, Черноморского побережья и Малой Азии Неэллинис тичег кие г<х-ударства в пределах державы Александра Македонского Пергамское царство Греко-Бактрийское царство

. Важнейшие осады городов

И их даты

Смерть Александра Македонского в Вавилоне 13 Июня 323 Г. до н. э.

334 Восточный поход Александра

Македонского 334-324 Гг. до н. э.

Горные проходы

Сы. В 338 г. до н. э. македонские войска разгромили армию афинян и их союзников у города Херонеи.

Диктуя побеждённым свою волю, Филипп II созвал Коринфский конг­ресс, на котором объявил о создании Панэллинского союза, объединяюще­го греческие полисы. Панэллинский союз вступал в альянс с Македонией, царь которой становился во главе греко-македонской армии. Главной целью этого объединения провоз­глашалась священная месть Персии. Царь уже приступил к деятельной подготовке к походу, но внезапно был убит в результате заговора.

Однако Персия получила лишь кратковременную передышку. Преем­ник Филиппа — 20-летний Александр в первую очередь восстановил геге­монию Македонии на Балканах. К 334 г. до н. э. ему удалось вновь подчинить греков и продолжить подготовку к войне против Персии. Весной 334 г. армия Александра Македонского высадилась в мало — азийском Абидосе. Начался великий поход на восток.

Первое столкновение греко-маке­донской армии с персами на реке Граник (в мае 334 г. до н. э.) принес­ло успех войску Александра. Победу славили по всей Греции. Царь пове­лел известному скульптору Лисиппу создать статую в память о погибших и освободил их семьи от налогов и обязательных работ.

Сражение при Гранике показа­ло превосходство военной тактики македонян. Армия Александра состо­яла из разных видов пехоты и кон­ницы — лёгкой и тяжёлой. Она была закалённой и сплочённой в боях. Сомкнутый строй тяжеловооружён­ной пехоты (фаланга), ощетинив­шийся длинными пиками, играл роль крепости, опора на которую позволяла коннице (гетайрам) быс­тро выдвигаться против слабых мест противника. Мощные удары кон­ницы обычно возглавлял сам царь. Персидская армия, состоявшая из разрозненных отрядов (кроме пер­сов в неё входили греческие наём­ники, бактрийские и согдийские всадники), несмотря на численное превосходство, оказалась слабее из — за отсутствия единства и согласован­ности в действиях.

Поражение при Гранике демора­лизовало персов. Греко-македонская

Армия двинулась вдоль малоазийского побережья, практически не встре­чая сопротивления. Пройдя всё западное и часть южно­го побережья Малой Азии, Александр повернул во внут­ренние районы полуострова и остановился зимовать в Гор — дионе. По легенде, здесь нахо­дился знаменитый Гордиев узел, завязанный на ярме повозки фригийским царём Гордием. Согласно предсказанию оракула, развязавший узел станет владыкой Азии. Александр же раз­рубил узел мечом, противопоставив этот быстрый и действенный способ хитроумию фригийского царя.

Весной Александр продолжил поход и занял Киликию и Каппадо­кию. В сентябре 333 г. до н. э. у города Исса состоялась новая битва между армиями македонян и персов. Войска персидского царя Дария III вновь были разгромлены. Сам царь бежал к Евфра­ту, его семья попала в плен. Александр

С триумфом вошёл в Дамаск, где македоняне захвати­ли казну персидской армии. Этот успех сковал инициативу персов и позволил Александру вторг­нуться в Финикию.

Осада и взятие глав­ного её города, Тира, привели к тому, что все финикийские и киприотские суда достались Александру. Персы лишились флота.

Из Финикии перед Александром открылся путь в Палестину и Египет. Сопротивление его войскам оказала только мощная крепость Гиза на Сре­диземноморском побережье. После взятия Гизы сатрап Египта Мазака покорился царю, а население встре­чало македонян как освободителей.

Александр достиг древней столицы Египта — Мемфиса, затем спустился в де­льту Нила, где основал новый город и порт —

Александрию Еги­петскую, ставшую крупнейшим политическим,

Экономическим

Му в Сиутском оазисе оракулу египетского бога Солнца — Амона. Этот оракул пользовался огромным уважением не только в Египте, но и во всём Средиземноморье. В храме Амона жрицы провозгласили Александра сыном бога, т. е. фараоном.

Египетский поход завершил пер­вый этап завоеваний Александра Македонского, была достигнута глав­ная цель кампании — установление власти над всем средиземномор­ским побережьем. Тем самым были

Упрочены военные и торговые ком­муникации в восточной половине Средиземного моря и контроль над ними греко-македонского союза. Александр мог полностью сосредо­точиться на войне с Дарием III.

Персидский царь выказал готов­ность уступить Александру Маке­донскому все западные земли вплоть до Евфрата и выплатить контрибу­цию в 10 тыс. талантов. Но Александр потребовал от Дария III полной капи­туляции и подчинения. Боевые дейс­твия возобновились. Македонские армии практически без сопротивле­ния пересекли Междуречье и пере­шли Тигр. Здесь, на широкой равни­не у местечка Гавгамелы, 1 октября

331 г. до н. э. неприятели встретились. Армия персов обладала двойным чис­ленным превосходством. В её составе

Находились отряды пехоты, бактрийс- кой и сакской конницы, серпоносные колесницы и даже боевые слоны. И всё же персы опять потерпели поражение.

Полководческий дар Александра в со­четании с высоким боевым духом, бес­страшием и выучкой его солдат обес­печили победу и на этот раз. Дарий бежал с поля боя.

Победитель не преследовал врага. Греко-македонское войско двинулось к Вавилону, который сдался без сопро­тивления. В Сузах добычей Александра стала казна Дария III в 50 тыс. талантов. Были захвачены и другие сокровища Ахеменидов, в том числе и ценнос­ти, взятые персами во время Греко­персидских войн. Так, статуи тира­ноборцев Гармодия и Аристогитона Александр отправил обратно в Афи­ны. Из Суз полководец через горные перевалы прорвался в Перейду и занял древние столицы Ахеменидской державы — Пасаргады и Пер — сеполь, овладев несметными богатствами. В Персеполе Александр приказал сжечь царский дворец, чтобы отомстить за уничтожен­ные персами греческие храмы.

Отсюда македонцы дви­нулись за Дарием на север,

В Мидию и Гирканию. Дарий пытался собрать в Мидии новую

Армию, но по мере того как греко­македонское войско приближалось, его решимость сопротивляться сла­бела. Дарий считал, что собранных им сил недостаточно, и намеревался отступать далее на восток Персидские вельможи составили заговор, желая возвести на престол того, кто сможет отстоять страну. Заговорщики аресто­вали, а затем убили Дария. Его преем­ником был объявлен сатрап Бактрии Бесс.

Смерть Дария явилась перелом­ным моментом в военных действи­ях. Для Александра и его союзников она означала победу в «священной» войне с Ахеменидами. Завоеватель отпустил в Элладу силы гречес­ких полисов, однако многие воины захотели остаться в армии уже в ка­честве наёмников. С этого времени продолжение кампании стало делом только Македонии. Александр про­возгласил себя наследником пос­леднего персидского царя и воз­намерился подчинить себе все владения Ахеменидов. Он распо­рядился с надлежащими почес­тями похоронить Дария III, а за­тем отдал приказ схватить и убить узурпатора Бесса. Началось сбли­жение Александра с покорённой знатью державы. Персидские вель­можи вошли в свиту царя, а сам он ввёл в обиход персидские ритуалы и обычаи. Одновременно Александр стремился преобразовать характер своей власти, приблизив его к вос­точной автократии.

Эти действия вызвали резкое недовольство у многих знатных македонян. Против царя возник заговор, который возглавил один из высших командиров — хилиарх кон­ницы Филота. Заговор был раскрыт, и судьбу его участников царь вынес на решение военного совета. Филоту и других заговорщиков признали виновными и казнили.

Подавив сопротивление маке­донской знати, Александр продол­жил поход. Ему без боя сдался сат­рап Парфии. Вслед за тем войска Александра вторглись в восточные

Сатрапии Персии. Однако здесь сопротивление было более оже­сточённым. В планы местных сатра­пов не входило восстановление влас­ти преемника Ахеменидов.

С самым серьёзным противодейст­вием Александр столкнулся в средне­азиатских сатрапиях — Бактрии и Согдиане. Отличавшаяся высоки­ми боевыми качествами бактрий — ская и согдийская конница, уце­

Левшая при поражениях Дария III, оказалась трудным противником. Войска Александра несли значи­тельные потери и испытывали слож­ности со снабжением в опустошён­ных или пустынных землях. По всей

Средней Азии вспыхивали восстания. Александр приказал жестоко рас­правляться с непокорными. По сооб­щению Диодора, македонцы убили

120 тыс. человек. Опорой греко­македонской армии стали новые крепости, самая крупная из кото­рых, Александрия Эсхата (Дальняя), была основана на берегу Сырдарьи. Завоевание Средней Азии продолжа­лось около двух лет (до 327 г. до н. э.) и принесло грекам и македонянам самые большие потери за всё время Восточного похода.

Продолжая политику сближе­ния со знатью покорённых земель, Александр женился на Роксане, доче­ри одного из бактрийских владык.

Весной 327 г. до и. э. царь высту­пил в поход на Индию, предания о сокровищах которой имели широ­кое распространение как в Элладе, так и на Востоке. Индия многократ­но становилась объектом агрессии со стороны персидских владык. Но Александр стремился не только под­черкнуть новым походом преемствен­ность политики Ахеменидов. Завоева­нием Индии он хотел оправдать предсказание оракула о власти маке­донского царя над Азией. Как глава коалиции эллинских городов и пра­витель восточных стран Александр

Македонский становился владыкой всего известно­го грекам мира.

Индийский поход занял три года. Армия Александра разгро­мила войско наибо­лее могущественного из местных владык — царя Пора, уповавшего на ударную силу боевых слонов. Путь в Восточную Индию был открыт. Однако

Великий завоеватель столк­нулся с упорным сопротивлением собственной армии, которая не хо­тела продолжать поход. Александру пришлось отказаться от планов дви­гаться на восток до самого края ойку­мены. Он приказал возвращаться.

Последняя военная кампания Александра Македонского стала ис­точником многочисленных сказаний и мифов. Зародившись в античную эпоху, повествования о его походе (Александрии) достигли расцвета уже в средневековой Европе. Они обрастали всё более фантастичес­кими подробностями о монстрах и чудовищных народах, с которы­ми пришлось сражаться воинам Александра. Эти сказания дошли и до Руси, где в XVI в. было создано

Жизнеописание великого царя, укра­шенное миниатюрами. В одной из самых популярных легенд рассказыва­

Лось о том, как Александр заточил в Кас­пийских горах воинственные народы Гога и Магога. Впоследствии им суж­дено было вырваться и уничтожить европейскую цивилизацию. Вопло­щение предсказания о народах Гога и Магога жители Европы увидели в на­шествии монголов в XIII в.

Весной 324 г. до н. э. по прибы­тии в Сузы Александр торжествен­но отметил завершение похода. На грандиозном праздновании царь сыграл новую свадьбу сразу с двумя представительницами персидской династии — с дочерью Дария III Статирой и дочерью Артаксеркса III Парисандой. Таким образом, он стал супругом обеих наследниц ахеме — нидского престола. Одновременно

Дж. Бацци (Содома). Александр Великий преподносит Роксане корону. Фрагмент фрески. 1513 г.

Со своим владыкой вступили в браки с местными женщинами несколько военачальников и тысячи рядовых солдат его армии. Эта грандиозная свадьба символизировала создание новой евроазиатской (или, по совре­менной терминологии, евразийской) державы.

УСТРОЕНИЕ ДЕРЖАВЫ

После установления долгождан­ного мира перед Александром Македонским встала трудная зада­ча — организовать управление своей всемирной империей. Во время похода Александр отдавал покорён­ные области под начало стратегам, военным командирам. Но за время трёхлетнего Индийского похода, когда не раз возникали слухи о ги­бели царя, одни правители областей попытались отделиться от центра, другие запятнали себя хищениями и притеснением местных жителей. Грек Клеарх, назначенный ведать финансами в Египте, властвовал без­раздельно. Главный казначей Гарпал был уличён в растратах. Спасаясь от расправы, он бежал в Грецию, при­хватив б тыс. талантов. Александр приказал казнить нескольких сатра­пов и чиновников, кого-то сменил, однако Клеарха простил. Вероятно, Александр понимал, что в случае сопротивления с КлеархОм будет нелегко справиться, поскольку вое­вать в Египте трудно из-за природ­ных условий. Нового же принци­па управления так и не появилось. Страна по-прежнему делилась на сат­рапии, сохранявшие довольно много элементов самостоятельности.

В организации власти в импе­рии Александра Македонского важ­ное значение придавалось строи­тельству городов. Они становились не только военными крепостями, но и экономическими и культурными центрами, через которые эллинис­тическое влияние распространялось на Востоке. Согласно Плутарху (II в.), Александр основал 70 городов. Веро­ятно, эта цифра завышена вдвое,

И тем не менее размах градострои-

Тельной деятельности Александра Македонского велик. Большинство городов возводилось в Иране, Средней Азии и Индии. Многие из них назывались в честь царя — Александриями. Их цепочка протя­нулась от Александрии Египетской в дельте Нила до Александрии Дальней на Сырдарье. Александрия Опиана и Александрия Согдиана встали на Инде, порт Александра — возле устья Инда. Ещё одна Александрия и Алек — сандрополь возникли в песках Арианы (Иран). Новые города строились на перекрёстках морских, речных и су­хопутных дорог, на узлах древних тор­говых путей. Столицей своей империи Александр избрал Вавилон, находя­щийся в центре его земель.

В новых городах Александр остав­лял военные гарнизоны и селил вете­ранов, которые уже не могли

Нести тяготы боевой служ­бы. Греко-македонское население этих городов пополнялось и за счёт

Пришельцев с Балкан.

Они устраивались вмес­те с местными жителя­ми, происходил актив­ный культурный обмен.

По археологическим данным, новые города имели вполне греческий

Облик в планировке, архи­тектуре, организации всех

Сторон жизни. Но управление здесь Александр организовал не по гречес­кому демократическому принципу, а по ахеменидским правилам. Города

Подчинялись царским чиновникам.

Александр стремился ввести на территории своей империи еди­ную денежную систему. На царских монетных дворах чеканились золо­тые (статеры) и серебряные (драх­мы и тетрадрахмы) монеты. Чеканку мелкой медной монеты царь пере­дал в ведение местных властей. Для обеспечения реформы он приказал перечеканить в монеты сокровища Ахеменидов, хранившиеся в Сузах и Персеполе. Принятые меры имели двойственное значение. Появление значительного количества денег в тех областях, где ранее господствовал натуральный обмен, с одной стороны, привело к оживлению торговых свя­зей, с другой — к росту цен, который продолжался на протяжении всего эллинистического периода.

Важнейшей стороной деятельно­сти Александра являлась его поли­тика по отношению к покорённым народам. Многие историки пишут, что Александр стремился осущес­твить идею «всеобщего братства» путём «слияния народов». Этому спо­собствовали как публичные акции (например, его женитьба в Сузах на персидских царевнах), так и по­вседневная практика управления — привлечение персов, бактрийцев и согдийцев на высшие государ­ственные посты, введение восточ­ных церемоний при дворе, градо­строительная политика. Александр особо подчёркивал уважение к мест­ным святыням и во всех завоёванных областях старался выглядеть обо­жествлённым правителем. Поскольку местные тысячелетние традиции не предполагали иного восприятия царской власти, Александр добивался признания своей легитимности, что ему и удалось. Он вошёл в мифоло­гию многих азиатских народов как великий герой, обладавший божест­венной силой.

Большие усилия царь приложил к тому, чтобы создать единый пра­вящий слой из греков, македон­цев и персов. При дворе носили персидскую одежду, сподвижники

АЛЕКСАНДРИЯ

Самым большим и прославленным городом эллини­стического мира была Александрия — столица пто­лемеевского Египта. О богатстве и архитектурных красотах основанного Александром Македонским города в дельте Нила, у Средиземного моря, много повествуют античные историки. Они сообщают о гигантском маяке — одном из «семи чудес света», освещавшем окрестные воды. Ещё одной досто­примечательностью Александрии являлся монумен­тальный храм Сераписа. В образе этого покровителя города слились греческие боги: Зевс, Аид, Посейдон и Аполлон — и египетский бог Осирис и священный бык Апис. Богатейшая александрийская царская библиотека считалась величайшим собранием книг в античной истории. В ней трудились многие учёные эллинистической эпохи, сделавшие Александрию культурной столицей греческого мира.

К несчастью, от древнего города мало что сохра­нилось до наших дней, и даже археология бессильна воссоздать утраченное. С IV—VII вв. Александрия прихо­дила в упадок. Многие древние здания были заброшены и разрушены, особенно после арабского завоевания

Александра Македонского вступа­ли в брак с дочерьми персидских вельмож и т. д. Однако царю в его начинаниях упорно сопротивля­лись греки и македонцы, не желав­шие терять демократические тра­диции, и в первую очередь право ограничения монаршей власти. А именно к этому вело слияние эллинов с персами в общее господ­ствующее сословие в империи Алек­

Сандра.

Политика «слияния народов» проводилась не только и не столь­ко из идеалов всеобщего братства. Завоеватель видел в ней действен­ное средство удержания власти над разноплемёнными областями огром­ной империи. Надо полагать, что процессы «слияния», политического, культурного и экономического вза­имодействия развивались бы иначе, если бы империи Александра было суждено длительное существование. Однако из-за внезапной смерти царя

(10 июня 323 г. до н. э.) империя вскоре распалась.

БОРЬБА ДИАДОХОВ И ОБРАЗОВАНИЕ ЭААИНИСТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВ

Ситуация во время Индийского похода показала, что единство госу­дарства держится лишь личностью его великого основателя. За корот­кое время, отпущенное царю после возвращения из Индии, он не успел создать прочную основу для сохра­нения этого единства. Слабость династии (наследниками Александра были провозглашены его слабоум­ный брат Арридей и сын-младенец Александр IV, рождённый Роксаной после смерти отца) способствова­ла распаду империи, но не была его причиной.

Вскоре началась борьба за власть между его преемниками (диадохами), продолжавшаяся около полувека. В неё включились бывшие сподвиж­ники полководца и сатрапы многих

Областей. На первом этапе (до 311 г. до н. э. Пердикка и затем Антипатр) боролись с сепаратистами, стре­мясь сохранить единство империи. Мирный договор между диадохами, заключённый в 311 г. до н. э., свиде­тельствовал об отказе от попыток со­хранить единство державы и обо­значил первые контуры будущих эллинистических государств. В Малой Азии укрепился сатрап Фригии Антигон; на Балканах — Кассандр, сын регента Греции и Македонии Антипатра; в Египте — Птолемей; во Фракии — Лисимах. Восточные области подпали под власть одно­го из полководцев Александра — Селевка, сатрапа Вавилонии. Ему удалось удержать за собой не толь­ко Иран, но и Среднюю Азию. Тем временем индийский правитель Чандрагупта вытеснил греков и маке­донцев с берегов Инда и создал там мощное государство Маурья.

Мирный договор соблюдался недолго. Вскоре борьба разгорелась с новой силой. По приказу Кассандра были убиты сын и вдова Александра Македонского, династия велико­го завоевателя пресеклась. Войны между диадохами продолжались до

70-х гг. III в. до н. э., и в результате на территории империи Александра Великого образовалось несколько эллинистических государств. Египет, часть Сирии и Малой Азии вошли в состав государства Птолемеев, основателем которого был полково­дец Птолемей Лаг. Македония и Гре­ция оказались под властью потом­ков Антигона — Антигонидов. На Востоке, в Иране и Средней Азии, укрепился Селевк. Мелкие эллини­стические государства — Пергам, Вифиния, Пафлагония, Понт и Ма­лая Армения — возникли в Ма­лой Азии. Пергам располагался на западном побережье Средиземного моря, другие государства — на юж­ном берегу Чёрного моря (Понта Евксинского).

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ МИР В III В. ДО Н. Э.-Ill В. Н. Э.

Каждый из диадохов и его ближай­шие преемники были вынуждены решать те же проблемы, что и Алек­сандр. Большинство из них стреми­лось сохранить прежнюю систему управления. Так поступал Птолемей. Селевк, предпринявший поход на восточные области, добился попол­нения своего войска, но ему при­шлось довольствоваться условной преданностью сатрапов отдалённых областей. Как и при Александре, мест­ная знать занимала многие ключе­вые посты в управлении в обмен на признание зависимости и обеспече­ние необходимых поставок. Правда, положение местной знати в раз­ных эллинистических государствах и отношение к подданным разли­чались. Например, Селевк удалил персов, назначенных Александром, со всех высших постов. Его государ­ство было в первую очередь государ­ством македонян, которые желали распоряжаться землями и доходами покорённого населения по праву победителей. Зависевший от армии в борьбе против других диадохов, Селевк не мог и не хотел пресекать подобные устремления своих полко­водцев и солдат.

Диадохи продолжили градостро­ительную политику Александра Македонского. Наиболее актив­но действовал Селевк, который, по сообщениям античных авторов, основал 55 городов. Они возникали не только как стратегические воен­ные объекты, но в большей степени как экономические и политические центры. В отличие от новых городов Александра Македонского селевкид — ские города имели статус полисов, что привлекало в них эллинов. Вместе с тем эти полисы отличались и от классических греческих. Их автоно­мия ограничивалась лишь внутренни­ми делами. Над магистратами стоял представитель верховной власти — эпистат. Городская земля считалась собственностью царя, а не общины, и горожан обязывали нести военную

Службу царю. Городам подчинялась сельская округа. Её население несло определённые повинности в их пользу. Преемниками Селевка было возведено ещё около 20 городов. Они строились в основном в Сирии, Месопотамии и Мидии.

Птолемей основал лишь один по­лис — Птолемеиду в Верхнем Египте. В противоположность Селевкидскому государству Египет был густо населён и совсем не нуждался в новых город­

Ских центрах.

Для диадохов большее значение имели не внутренние, а внешние проблемы — конфликты и взаимо­отношения с другими наследниками Александра Македонского. В борьбе за территории каждый из диадохов стремился включить в состав свое­го государства приморские и внут­ренние районы, обладать крупными торговыми центрами, контроли­ровать торговые пути. В этом суть главных территориальных проти­воречий между эллинистическими государствами, многие из спорных вопросов так и не нашли разрешения после полувекового периода войн. «Яблоком раздора» между Птолемеями

И Селевкидами были Южная Сирия и Палестина, где концентрирова­лись огромные доходы от торговли и рос кедровый лес, основной мате­риал для строительства кораблей. Соперничали Селевкиды, Птолемеи

ПЕРГАМ

Гораздо больше дали науке раскопки другой эллини­стической столицы — Пергама, ведущиеся с 1878 г. Этот город возвышался на холме, поднимавшемся над местностью несколькими террасами. На самой вершине стоял царский дворец, к которому примыкали казармы и арсенал. Чуть ниже, на террасах, располагались храмы, рынок, театр. Город населяли в основном греки, поэтому и устроен он всецело по греческим образцам — акрополь с общественными зданиями и дома простых горожан у подножий холма. Интересно, что в греческом Пергаме, в отличие от столиц Селевкидов и Птолемеев, царскому дворцу чуждо восточное великолепие. Он во всём похож на дома подданных, разве что превосходит их размера­ми и имеет тронный зал.

Одним из самых ярких памятников эллинистического искусства является найденный при раскопках в Пергаме алтарь Зевса, сооружённый в 180 г. до н. э. в память о во­енных победах. Алтарь украшен огромным рельефом, изображающим битву Зевса и его родичей — олимпий­ских богов с чудовищными гигантами. Зевс через своего сына Геракла, также участвовавшего в мифической битве, считался предком пергамцев. Нетрудно догадаться, что пергамский царь уподоблял себя верховному богу, а своих побеждённых врагов — гигантам.

Пергам. Акрополь. Храм Траяна.

И Антигониды и из-за Малой Азии. Соперничество крупных эллинис­тических держав здесь осложнялось стремлением к самостоятельности мелких государств этого региона. Интересы Птолемеев и Антигонидов сталкивались в Эгейском море.

В этих противоречиях лежат истоки многих войн на протяже­нии всего существования элли­нистических государств. Одним из наиболее масштабных конфликтов стали Сирийские войны между пто­лемеевским Египтом и государством Селевкидов. Борьба велась за обла­дание Южной Сирией и вылилась в пять войн. Они шли с перемен­ным успехом, и в итоге Селевкиды сохранили господство над Сирией и Финикией, но потеряли восточ­ные области, где появились ещё два государства — Парфянское и Греко — Бактрийское царства.

Не менее драматичные собы­тия разворачивались в это время на Балканах. Сначала власть над Македонией попытался захватить царь эприотов Пирр. Потерпев пора­жение, он вступил в борьбу с Римом, в которой прославился знаменитой Пирровой победой в сражении под Аускулом (279 г. до н. э.), где побе­дитель понёс огромные потери. Затем против Македонии выступи­ли Афины и Спарта при поддержке Птолемеев.

В борьбу между греками и маке­донцами вмешалась Римская респуб­лика. Набиравший силу Рим властно вторгался в раздел сфер влияния в эллинистическом мире. Его инте­ресы вскоре распространились дале­ко на юг — в Малую Азию и птоле­меевский Египет. Умело играя на противоречиях постоянно вражду­ющих эллинистических правителей,

Триумф Цезаря.

Фламандская школа. Гобелен. 1560 г.

Заключая союзы с одними против других, Рим после трёх войн с по­мощью греческих полисов в середи­не II в. до н. э. установил власть над

Македонией, затем Грецией, а вскоре и над Пергамским царством в Малой Азии.

Одновременно с востока на элли­нистические государства стали насту­пать парфяне. Они захватили Мидию, подчинили Перейду и Элимаиду. Парфянский царь Митридат I в 141 г. до н. э. короновался царской коро­ной в Вавилоне. Селевкиды удержа­ли за собой только Сирию, Финикию и Палестину.

В I в. до н. э. последние эллини­стические государства окончательно исчезли с карты мира. Большинство из них присоединил к себе Рим. В начале века от Селевкидов отпала Иудея, которую неоднократно сотря­сали народные восстания. Добились автономии города Антиохии и дру­гие крупные полисы. Конец неког­да великой державе положил в 83— 69 гг. до н. э. царь Малой Армении Тигран II Великий, захвативший Каппадокию, Мидию, Северную

Месопотамию, Сирию и Финикию. Однако торжествовал Тигран недол­го. Проиграв в войне против Рима, он был вынужден признать себя союзником завоевателей. Территория бывшей Селевкидской державы стала римской провинцией Сирия (64 г. до н. а).

Единственным из эллинистичес­ких государств, оказавших серьёз­ное сопротивление Риму, было Понтийское царство. Его правитель Митридат VI Евпатор (121—63 гг.

До н. э.), обладавший талантами крупного государственного деятеля и полководца, сумел распространить свою власть почти на всё юго-вос­точное Черноморское побережье. В 89 г. до н. э. Митридат начал войну против римлян и на первых порах получил мощную поддержку в мало — азийских городах, уставших от рим­ского владычества. В Малой Азии повсеместно истребляли римлян, не жалея женщин и детей. Митридат высадился в Греции, и вскоре под властью понтийского царя оказа­лась вся Эллада.

Однако римское войско под коман­дованием Суллы разгромило понтий — цев в нескольких сражениях. Царь был вынужден отказаться от всех завоева­ний в Греции. В ходе последующих войн он вновь потерпел сокру­шительное поражение от Рима. Тогда Митридат попытался укре­питься на Боспоре и поднять против Рима Северное

Причерноморье. Но восстание Херсонеса и других черноморс­ких городов сорвало эти планы. Окружённый врагами, преданный собственным сыном, Митридат покончил с собой в бос — порской столице Пантикапее. Место гибели понтийского владыки в современной Керчи, наследнице Пантикапеи, до сих пор зовётся горой Митридата. Так завершилось установление римского владычества в Малой Азии. В 60-х гг. I в. до н. э. римское влияние распространи­лось и на Северное Причерноморье. Боспорским царям был присвоен титул «друг кесаря и друг римлян».

К середине I в. до н. э. из эллини­стических государств только пто­лемеевский Египет не за­висел от Рима. Государство M т

Птолемеев было ослаблено мятежа­ми и династическими распрями, но когда во время гражданской войны в Риме (49—45 гг. до н. э.) враг Цезаря Помпеи попробовал высадить­ся в Египте, чтобы собрать армию, преследовавший его Цезарь натол­кнулся на упорное сопротивление, прежде всего жителей Александрии Египетской. Война шла восемь меся­цев и завершилась победой Цезаря, который, однако, ограничился при­соединением Египта в качестве союз­ного царства.

Дальнейшая судьба Египта ока­залась тесно связанной с личной судьбой государей. Правительница Египта — знаменитая своим обаяни­ем и умом Клеопатра (69—30 до н. э.) стала любовницей Цезаря и родила от него последнего из птолемеевских царей — Птолемея XV Цезариона.

После гибели Цезаря она (в 41г. до н. э.) стала любовницей полковод­ца Марка Антония (с 37 г. до н. э. — его жена), противника Октавиана

(Августа), наследника Цезаря.

Война между Антонием, поддер­

Жанным Египтом, и Октавианом закончилась победой последнего. Антоний бежал в Александрию, где покончил с собой, бросившись на меч. Следом за ним свела счёты с жиз­нью и попавшая в плен к Октавиану его супруга. Самоубийство леген­дарной Клеопатры на протяжении многих столетий вдохновляло поэ­тов и художников. Египет, завоёван­ный армией Октавиана, стал частью Римской империи. Однако захватом Египта планы Рима не ограничива­лись, они распространялись далее на восток — по пути, уже проложенному Александром Македонским.

Такова политическая история эллинистических государств. Как можно видеть, несмотря на посто­янную цепь внешних и внутренних конфликтов, эти наследники импе­рии Александра Македонского ока­зались весьма живучими. Решающее значение в их судьбе имела экспан­сия Рима. Большинство эллинисти­ческих государств было покорено Римом и вошло в состав империи, не менее монументальной, чем держава Александра Македонского. Но ещё более долговечным и пер­спективным оказалось не поли­тическое, а культурное наследие греко-македонских завоеваний на Востоке.

СЛИЯНИЕ ЗАПАДА И ВОСТОКА

В культуре эллинизма соединены греческие традиции и традиции народов, вошедших в состав держа­вы Александра Македонского и его преемников. Греческое влияние ярко выделяется в многообразных прояв­лениях эллинизма. Но, поскольку гре­ческое наследие сочеталось в каждом регионе с конкретными традициями (египетской, финикийской, малоазий — ской, ближневосточной, иранской, среднеазиатской, индийской), местные варианты эллинистической культуры весьма отличались друг от друга. Этот синтез охватывал все стороны соци­альной и культурной жизни общества: быт, ремесло, домо — и градостроитель­ство, торговлю, науки, религию, изоб­разительное искусство и др. Однако влиял на них по-разному.

Значительный консерватизм наблюдался в архитектуре, и пре­жде всего храмовой. Храмы, посвя­щенные греческим богам, строились по традиционным канонам антич­ного зодчества. Известны следую­щие сооружения той эпохи: храмы Аполлона в Дидеме, около Милета

(III—II вв. до н. э.), Зевса в Афинах (II в. до н. э.) и Пергаме (II в. до н. э.),

Артемиды в Магнесии на Меандре (III—II вв. до н. э.), Сарапеум в Алек-

Одним из чудес света. Существует мнение, что 120-метровый Фаросский маяк не только указывал морякам дорогу к гавани, но и использовал­ся для метеорологических наблю­дений. Выдающимся памятником строительной техники и скульптуры было ещё одно чудо света — Колосс Родосский — статуя бога солнца Гелиоса (III в. до н. э.), достигавшая в высоту 35 метров.

В эллинистических городах строились дворцы, театры, гимна — сии и другие общественные здания. В дворцовой архитектуре античная и восточная традиции сплетались более тесно, чем в храмовой. Так, дворец и мавзолей, открытые в го­

Родище Ай-Ханум на берегу Пянджа в Афганистане, сочетают различные элементы греческой, египетской и иранской архитектуры.

Находки, сделанные в городище Ай-Ханум (остатки одного из бак — трийских городов), свидетельству­ют о живучести греческих влияний в этом далёком краю эллинистиче­ской ойкумены. Центром города был акрополь. К югу от него располага­лась цитадель, к северу — нижний город. Ай-Ханум надёжно защища­ли крутые обрывы и берега Пянджа. У подножия акрополя находился древний театр, рядом с ним — ста­дион. В городище обнаружены и остатки другого типично греческого сооружения — гимнасии. Ай-ханум — ский мавзолей содержал захоронение

Древнего героя или основателя горо­да, имя которого — Киней — приве-

Дено в греческой надписи, начертан­ной на портике. Некий Клеарх в па­мять о Кинее оставил на его гробни­це прорицания священной пифии, выбитые на стене храма Аполлона Дельфийского. При раскопках также найдены образцы греко-бактрий — ской скульптуры: портрет правите­ля и фрагменты скульптуры неиз­вестного божества, вероятно Зевса. В результате раскопок городища Ай-Ханум перед учёными предстал типичный эллинистический город, в облике которого тесно перепле­лись черты греческой и местной бак — трийской культур.

Быстрый рост научных и обще­ственных учреждений, как позво­ляют судить письменные источни­ки и археологические находки из эллинистических городов, свиде­тельствует о подъёме науки и про­свещения в ту эпоху. Уже в составе армии Александра Македонского во времена Восточного похода были историографы, философы и другие учёные.

Походы Александра существенно расширили представления греков о географии. Составлялись новые карты мира с ранее неизвестными территориями Азии. Эратосфен из Кирены (около 276—194 до н. э.), возглавлявший Александрийскую библиотеку, вычислил длину окруж­ности земного шара, определив её в 252 000 стадий (около 39 700 км), что близко к ныне установленной 40 075,7 км. Он же утверждал, что моря составляют единый океан и, плывя из Испании на запад или вокруг Африки на восток, можно попасть в Индию. Открытия учёных эллинистической эпохи обобщил Страбон в своей энциклопедической «Географии» в 17 книгах (II в. н. э.).

Значительно пополнились зна­ния греков об истории и культуре

Других народов, богатстве животного и растительно­го мира. Суммировав опыт античных врачей и еги­петских жрецов, Геро — фил Халкедонский (III в. до н. э.)сформулировал представление о нервной системе и кровообраще­нии. Не менее плодотвор­ным был обмен знаниями и в области точных наук. Математические дости­жения Греции, Египта и Вавилонии синтези­ровал Евклид, труды которого легли в осно­ву современной геомет­рии. Астрономические познания вавилонс­ких жрецов и учёных оказали существен­ное влияние на труды

Аристарха из Самоса и Селевка Вавилонского, высказав­ших гипотезы о круговом вращении Земли и звёзд вокруг Солнца. Наряду с обменом практических знаний в эл­линистическом мире широко распро­странились разнообразные фантасти­ческие представления — о чудовищах и диких народах, алхимические и ас­трологические учения, пронизанные мистикой Востока.

Однако культурный облик элли­нистического мира определял не на­учный, а в первую очередь религиоз­ный синкретизм. Эллинистическая религия, в отличие от науки, фило­софии и архитектуры, была досто­янием широких слоев населения. В этой сфере порой возникали самые фантастические перепле­тения. На Востоке почитались греческие боги, а греки, наобо­рот, воспринимали египетские, вавилонские, иранские и другие азиатские культы. Появлялись новые культы и формы религиоз­ного поклонения. Так, в Александ­рии Птолемеем I был создан культ Сарапсиса — юноши-бога, соче­тавшего в себе черты египет­ского Осириса и греческих Зевса, Гадеса и Асклепия. Культ

Сарапсиса, в оформлении которого Птолемею помогали афинский и еги­петский жрецы, получил повсеместное распространение в эллинистическом мире. Наряду с ним всюду почита­лась и египетская Исида, называемая богиней с «мириадом имён». В Исиде воплотились черты богинь-матерей многих народов.

Эллинизму свойственно объ­единение различных богов в фигу­ре одного божества. Зевс Гипсист (Высочайший) отождествлялся с египетским Амоном, вавилонским Белом, финикийским Ваалом, иудей­ским Иеговой и прочими главными божествами местных пантеонов. В фигуре Зевса объединялись функ­ции творца мира, главы пантеона богов, судии, подателя жизни и т. д. Эллинизм создал универсальных божеств, почитание которых стало основой для формирования моно­теизма.

Но в пёстром эллинистическом мире монотеизм был лишь одной из возможных форм религиозных веро­ваний (например, у древних евреев). При наличии Всемогущего и Высо­чайшего прослеживается не толь­ко живучесть местных божеств, но и возникновение культов, соперни­чавших с Зевсом. В частности, широ­чайшее распространение получило почитание Диониса, сопровождав­шееся религиозными оргиями — мистериями. Бог виноделия Дионис, как и Зевс, приравнивался многим местным божест­вам. В Египте — умирающему и воскресающему ОсирисУ, в Малой Азии — Сабазию и Адонису.

Особое значение в элли­низме приобретало почи­тание царской власти. Своеобразным было положе­ние Александра Македонского.

В Египте его признали живым богом, в Вавилонии и Ира­не — законным царём, в Македонии — военным вождём, в Греции — пра­вителем, чьи права сомни­тельны. Объединить эти идеологические противо­речия должен был культ цар­ской власти, насаждению которого Александр уделял большое внимание. Причём он столкнулся с сопротив­лением демократически настроенных македон­цев и греков. Преемники Александра, в первую оче-

Редь Птолемеи и Селевкиды, стреми­лись, опираясь на традиции восточ­ных деспотий, укрепить и развить почитание царской власти, освящая её новыми религиозными обряда­ми. Царский культ эпохи эллинизма был востребован в Римской империи и оказал существенное влияние на обожествление императоров.

Магия и мистика также получи­ли широчайшее распространение в пору эллинизма. Магические заговоры сохранились в папи­русах и рукописях той эпохи. Наряду с магией средством взаи­модействия и общения с богами стали вакхические мистерии. Большую роль играла астроло­гия. С конца III в. до н. э. элли­нистический мир пронизывали и эсхатологические настро­ения: ожидание конца света и восприятие сущего мира как суетного и бессмысленного. Эти настроения донесли до нас библейская книга Екклезиаста, сына Давидова, и «Рукописи Мёртвого моря» — тексты кум — ранской общины II—I вв. до н. а, обнаруженные в Израиле.

Всё это подготовило почву для появления и распростра­нения христианства, в бого­словии, догматике и обрядах которого существенное место занимает эллинистическое наследие.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *